Кулич хлебный символ Пасхи

ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

EASTERN AMERICAN DIOCESE
Russian Orthodox Church Outsside of Russia

Первый Благочиннический Округ

NEW YORK CITY DEANARY

Нью-Йоркское благочиние

История пасхального кулича

Вот и закончился Великий Пост и началась Страстная Неделя – воспоминание последних дней земной жизни Иисуса Христа. Пост – это время покаяния, воспоминание о земной жизни Христа, Его проповеди, Его страданий и распятия. На Страстной Седмице каждая семья тщательно готовится к великому торжеству – празднику Пасхе. Весь пост мы очищали свои души от грехов, чтобы встретить праздник Пасху — Воскресение Христа с чистой душой.

Есть такой древний обычай выпекать в Великий четверг куличи. Кулич – хлебный символ Пасхи, незаменимый атрибут светлого праздника. Выпечка кулича и его освящение в церкви – один из самых древних христианских обычаев, сохранившийся и до наших дней.

Откуда пошла традиция, выпекать к Пасхе куличи? Что символизирует кулич, какова его история возникновения?


Чтобы узнать саму историю возникновения кулича и его символ, нужно вспомнить ветхозаветную историю.

Пасха в переводе с Еврейского – «прохождение мимо». Сами корни празднования Пасхи у древних евреев идут далеко вглубь истории. Когда израильтяне были в рабстве у египтян, Господь послал Моисея освободить евреев из Египта, и ввести в землю обетованную. Каждый раз как приходил Моисей к фараону просить его отпустить народ израильский в пустыню на молитву, и каждый раз Господь ожесточал сердце фараона. После чего было наказание на Египетскую землю. 10 казней было в египетской земле, были они для того, чтобы народ увидел знамения и чудеса Господни.

Далее Господь говорит Моисею и Аарону, как нужно подготовиться к исходу из Египетской земли. Какие взять с собой яства, что следует съесть перед исходом, каких агнцев следует заколоть, и кровью помазать косяки дверей, чтобы Господь прошел мимо и не тронул первенцев. А у кого не будет такой метки на косяках дверей, Господь поразит смертью всех первенцев от человека до скота. И этот день им будет памятен, и должны они праздновать во все роды, как установление вечное праздновать его. (Исход 12:1-14) Когда Господь прошелся по Египетской земли и поразил всех первенцев, тогда был плачь и паника, и под этот шум Моисей смог вывести народ Израильский из Египта.

Вот с того времени у евреев есть день памятный, с тех пор израильтянами Пасха празднуется как день освобождения от рабства, исхода из египетской земли, и спасения от смерти всех еврейских первенцев мужского пола.

Каждый правоверный иудей в эту неделю должен был провести в Иерусалиме. Во время праздника они употребляли в пищу только пресный хлеб, именно такой как был у тех евреев, когда они бежали из Египта.

Почему именно пресный хлеб? Потому как это было им в воспоминание о том, что исход из Египта был очень поспешным, и они просто не успели заквасить хлеб, и взяли с собой только пресный. Вот отсюда и второе название Пасхи – Праздник Опресноков. Каждая семья должна приносить в храм агнца и по специальному Моисееву закону закалывали ягненка, этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе.

Агнца, который назывался – Пасха, семья должна была запечь и съесть с горькими травами, это было воспоминание о горькой жизни еврейского народа в Египте. За праздничным ужином отец семейства рассказывал историю исхода евреев из египетского рабства.

В Новозаветное время празднование Пасхи приобрело новое значение. Евангельские строки нам говорят:

«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф 26: 17–18).

За тайной вечерей Христос сидел посреди учеников, преломлял хлеб и раздавал ученикам говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф 26: 26–29).

Как видим, хлеб был символом, и по традиции ветхозаветной выпекался в воспоминание, освобождения из рабства, а во время тайной вечери Иисус Христос дал Новое значение «сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание».

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос – хлеб, который приносится в храм и освящается на богослужении на сам праздник Пасху, а на Пасхальной неделе раздается верующим. Пасхальный артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Когда Христос обращался к ученикам, говорил: «Я есмь хлеб жизни… Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира» (Ин. 6, 48-51).

Этот хлеб – артос всегда приготавливается из дрожжевого теста, в отличии от иудейского опреснока, у квасного теста есть жизнь, закваска дышит, в ней жизнь, которая может длиться вечно.

Артос – это символ самого насущного хлеба – Иисуса Христа Спасителя, Который есть Жизнь!

Но в пасхальном куличе, за праздничным столом, наоборот присутствует сдоба, сладость. Такое видоизменение артоса, так же имеет свой смысл, свою символическую основу.

Пасхальный кулич тот, который мы приносим на освящение, он сладок и символизирует присутствие Божие во всем мире. Сдоба, сладость, украшение – это символ заботы Господа о нас всех. Господь, принесенный в жертву, дал нам сладкую жизнь.

По форме традиционный пасхальный кулич напоминает церковь с куполом. Недаром на корке принято изображать крест.

В разных странах существуют свои рецепты куличей. В них добавляют изюм, цукаты, различные специи. Сегодня пекари соревнуются в мастерстве изготовления куличей, придумывая замысловатые узоры на корке и особые изюминки вкуса и формы.

Таким образом, куличи, творожные пасхи – это символ радости, сладости райской жизни, блаженной Вечности.

Кулич хлебный символ Пасхи

Символы Пасхи

Что мы вспоминаем в первую очередь при слове «Пасха»? Куличи, крашеные яйца, красные облачения священников… А какие еще есть символы, связанные с торжеством Светлого Христова Воскресения?

Одним теплым весенним утром в небольшом провинциальном городке на лавочке возле дома сидела небольшая девчушка и с удовольствием ела кусочек сладкого, покрытого глазурью и изюмом пасхального кулича. Дело происходило в середине 60-х годов, и проходящая мимо учительница начала стыдить ребенка: «Как тебе не стыдно?! Как ты, советский человек, внучка октября, можешь есть кулич? Ведь Пасха − это не наш, это церковный праздник!» «Нет, – ответила девочка, − Пасха это наш, очень хороший, светлый и… (девочка долго подбирала слово) вкусный праздник»¹.

Детское сердце, не знакомое с особенностями политического строя, чувствовало свет и духовную радость Воскресения Христова. Еще с давних времен все православные люди знали проникновенные слова Иоанна Златоуста, произнесенные на праздник Пасхи: «Кто благочестив и боголюбив – насладись ныне этим прекрасным и радостным торжеством. Все войдите в радость Господа своего. Богатые и бедные, друг с другом ликуйте; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне. Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости. Воскрес Христос, и торжествует жизнь!»²

Воскресение Иисуса Христа является основой христианского вероучения. По слову апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша»³. Пасха – древнейший христианский праздник, он имеет множество традиций и символов. Литургия является центром церковной жизни, и поэтому начинается праздник торжественным ночным богослужением. Богослужение является радостным «пиром веры», когда душа каждого христианина ликует несравнимо ни с одним пиром земным. В России уже стало традицией привозить из Иерусалима благодатный огонь. Священники торжественно разносят его по храмам города и зажигают от него свечи и лампады. Этим чудом, происходящим каждый год на Гробе Господнем, люди уверяются, что Христос есть Истинная Жизнь. Огонь символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.

Символичен и красный цвет, который во множестве присутствует в храме: красные облачения священников, красные свечи, красные цветы, красные ленты, красные платочки на головах у женщин. Пасха – красная, потому что красный – это цвет воскресения, цвет жизни и победы. Красный цвет означает, что мир был спасен ценой крови Христа.

Читать еще:  Как поставить вино из ягод вишни

Царские врата и диаконские двери святого алтаря всю Светлую седмицу не затворяются в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл для всех вход в Царство Небесное. Около Царских врат ставится аналой с артосом. Артос – это высокий хлеб, на котором изображается крест с терновым венцом, но без Спасителя. Этим символизируется победа Христа над смертью, Его воскресение. Артос изображает собою тот хлеб, который вкушал Спаситель пред учениками в удостоверение Своего Воскресения. Также Предание говорит нам о том, что апостолы после Вознесения Христова оставляли за трапезой часть хлеба, символически изображая этим Его присутствие за трапезой. Во время крестного хода, совершаемого каждый день этой недели, артос обносится вокруг храма. В Светлую субботу после литургии он раздробляется и раздается верующим.

На Пасху особенно торжественно звучит пасхальный звон – благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. Звон знаменует торжество Церкви, славящей Победителя ада и смерти.

Верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Это порыв души – поделиться радостью о воскресшем Христе. В этом выражается наша вера, наша любовь к ближним, наша надежда обрести вечную жизнь.

Торжество после богослужения продолжается на праздничной трапезе. В церковной традиции богатый пасхальный стол является символом радости. Не случайно сам Господь сравнивал Царство Божие с пиром. На праздничный стол расстилается белоснежная скатерть, ставится красивая посуда. В качестве украшения используются живые цветы, зажжённые свечи, пасхальные композиции. Каждая хозяйка стремится сделать свой стол неповторимым.

Чтобы еще больше подчеркнуть символическое значение пасхальной трапезы, христиане традиционно готовят особые кушанья. Самым древним из них является кулич. Его готовят в каждой семье, по форме и по смыслу он соотносится с артосом. Кулич – это сдобный высокий круглый хлеб с изюмом и цукатами, украшенный сверху сахарной пудрой или глазурью. Значение кулича, который всегда готовится из дрожжевого теста, состоит еще и в том, что для христиан он заменяет ветхозаветный, пресный хлеб. Символически это означает переход от Ветхого Завета к Новому, тем более что Сам Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской.

Другим христианским пасхальным блюдом является пасха – сладкое творожное блюдо со сметаной, маслом, ванилью и изюмом. Для его приготовления используется пасочница, которая обычно изготавливается из дерева мастерами-резчиками. Она состоит из четырех частей и в собранном виде представляет собой усеченную пирамиду. Чаще всего на пасочницах вырезали православный крест, буквы «ХВ» — «Христос Воскресе», голубя как образ Святого Духа, цветочные орнаменты, виноградные грозди. Эти узоры четко выделялись на пасхе, когда ее вынимали из формы и ставили на блюдо. Творожная пасха является символом Гроба Господня. Пасха также считается символом пасхального веселья и сладости райской жизни, прообразом Царства Небесного и тех самых молочных рек в кисельных берегах, которые всегда были мечтой русского крестьянина.

Третьим атрибутом пасхального стола являются крашеные яйца. Церковное предание рассказывает, что после воскресения Христа Его ученики повсюду разносили весть о том, что Христос победил смерть. Мария Магдалина пришла с этой вестью к самому римскому императору Тиберию и преподнесла ему в подарок куриное яйцо как символ воскресения Христа. Ко двору императора нельзя было приходить без даров. Богатые люди приносили обычно драгоценные вещи, а у Марии не было ничего, поэтому она взяла с собой одной куриное яйцо в качестве дара. Император же сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Но после этих слов куриное яйцо, которое он держал, приобрело красный цвет. Яйцо символизирует Воскресение Христово, жизнь и общее воскресение мертвых. Как из яйца рождается птенец и начинает жить полной жизнью по высвобождении из скорлупы, так и люди силою Христова Воскресения воскреснут для высшей, бессмертной жизни. Когда мы берем в руки красное яйцо, мы провозглашаем наше спасение.

К празднику Пасхи христиане красят яйца в разные цвета, хотя традиционным цветом считается именно красный. Для окраски яиц используются различные натуральные красители: куркума для желтого цвета, свекла − для розового, листья крапивы − для зеленого, луковая шелуха − для светло-коричневого. Есть традиция христосоваться пасхальными яйцами, разбивая по очереди разные их концы.

У пасхальных яиц были и «практические» применения – их катали по земле, чтобы она была плодородной, яйцо клали в правую руку тому, кто умер на Пасху. Есть традиция несколько пасхальных яиц хранить в течение всего года.

Пасхальный кулич, творожная пасха и крашеные яйца размещаются во главе стола. Часто их кладут на блюда с высокими ножками-подставками, чтобы они возвышались над всем остальным угощением. На трапезе в основном подают мясные закуски, горячие блюда из мяса и птицы, разнообразную сдобную выпечку.

Первый день принято отмечать в кругу своей семьи. Начинается застолье с употребления освященных в церкви блюд. Издревле считалось, что именно пасхальное освященное яйцо должно быть первой едой после 40-дневного поста. Затем вкушают по кусочку пасхального кулича и по ложечке творожной пасхи. На настоящем пасхальном столе обязательно должен быть барашек из сдобного теста, который символизирует Агнца Божьего, закланного за грехи людей, то есть Христа. В ветхозаветное время, по еврейскому обычаю, на Пасху закалывали ягненка, но Христос Сам принес Себя в жертву, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала.

Приготовление пасхальных блюд стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы − дня выноса Святой Плащаницы. К самому большому празднику года в доме, разумеется, должно быть убрано. Вернее, не просто к Пасхе, а к Великому четвергу, недаром в народе его еще называют Чистый четверг. В старину к этому дню собирали ветки можжевельника и сжигали их, а дымом окуривали все помещения, в том числе хлев и сарай. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищает человека и скот от болезней. Именно в этот день также положено красить яйца, делать творожную пасху, замешивать тесто для куличей. Чистый четверг для хозяек − один из самых хлопотных дней в году.

В Страстную субботу все идут в храм освящать куличи, пасхи и яйца. Для этого обычно всю снедь кладут в корзинку, украшенную цветами. Этот день уже наполнен предпраздничным настроением, храмы постепенно начинают преображаться к празднику. Еще немного – и начнется Пасхальная заутреня.

На Пасху православные люди ходят в гости, дарят друг другу небольшие подарки. Обычно это какое-то угощение: небольшой куличик, яйцо или сладости. Таким образом, верующие делятся частичкой своей радости, в обмене угощениями символично объединяются в большой незримой трапезе. Есть хорошая традиция дарить пасхальное яйцо при обмене пасхальными приветствиями. Это может быть крашеное вареное яйцо, а может быть искусственное – из дерева, фарфора, папье-маше или пенопласта. Их расшивают бисером, украшают рисунками, тканью, вышивкой. Такое яйцо – самый распространенный подарок. Некоторые из них напоминают произведения искусства – их украшают драгоценными камнями, золотом и серебром. Особо красивые − настоящие драгоценные шедевры − хранятся в различных музеях.

Не последнюю роль играют пасхальные букеты. Это букеты для подарка и букеты для украшения кулича. Их составляют из цветов, перьев, лент, скорлупы, вербы, фигурок ягнят, изображений различных птиц и бабочек. В последние годы стали очень популярны букеты «гнездо». Они собираются на каркасе из веток, напоминающем птичье гнездо. Букет на кулич обычно бывает небольшого размера, его собирают на деревянной шпильке, с помощью которой затем крепят на куличе. Также можно сделать пасхальный венок – настольный, настенный или подвесной. Его можно положить вокруг кулича на праздничном столе или сделать украшением интерьера, а при желании − использовать как пасхальный подарок. Венки составляется из тех же элементов, что и букеты. Они символизируют бесконечность и вечную жизнь, дарованную жертвой Иисуса Христа.

С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять на Пасху тем родным и знакомым, с кем не сможешь похристосоваться, открытые письма с красочными рисунками, основной тематикой которых являются пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские весенние пейзажи, цветы. Пасхальные открытки можно сделать и самим, благо, для этого сейчас есть множество возможностей. Такой вариант всегда будет приятнее и теплее для получателя.

Читать еще:  Что поставить на праздничный

На Пасху практически везде устраиваются массовые гуляния с пением, хороводами, ярмарками, играми и прочими увеселениями. Раньше народные гулянья на Пасху продолжались до двух недель и носили название Красная горка. Любимой пасхальной забавой являлось катание пасхальных яиц. Катали яйца просто с какого-нибудь бугорка или делали для этого специальные лоточки. Когда катящееся яйцо ударяется о яйцо, лежащее на земле, играющий забирает это яйцо себе. Эти забавы порой превращались в настоящие соревнования.

Праздничная радость, приподнятое настроение, умиление сердца составляет ту одухотворённую атмосферу, которая в пасхальном празднике становится важнее внешних действий и символов. Внутренним же сюжетом является пасхальное «попрание смерти», возрождение торжествующей жизни, освобождение души от плена греха. Все это очень гармонично сочетается с весной, с радостью пробуждающейся природы, которую Господь «воскрешает» после зимнего сна. И всё вокруг: люди, птицы, деревья, земля и небо − переполняется короткими, но очень ёмкими пасхальными возгласами: «Христос Воскресе!» – Воистину Воскресе!»

История пасхального кулича

Статьи Интересные факты о хлебе

( 39 голос. )

Пасха является самым главным и важным праздником Православной Церкви. Для верующих очень важны традиции и ритуалы, пришедшие к нам из далекой истории. Кулич является одним из главных яств пасхального стола.

Этот десерт является символом, напоминающим воскрешение Христа. По преданию Иисус после воскрешения отведал преподнесенную пищу с апостолами. Также в Библии сказано, что ни один из апостолов не садился на центральное место в середине стола. Перед этим местом они ставили свежеиспеченный хлеб.

Этот обряд заложил дальнейшую традицию оставлять свежеприготовленный ароматный хлеб в церкви. На нем обязательно должен быть изображен крест с терновым венцом, который был на мученике Христе. Однако сам Иисус изображен не был, что символизировали его воскрешение. Тем самым верующие указывали на преодоление смерти, победу на ней.

Этот хлеб традиционно носили священники вокруг церкви, а затем выкладывали на большом столе монастыря. В субботу, когда пришедший в храм получал благословение, он получал кусок такого хлеба.

Этой версии придерживаются многие верующие, однако историки утверждают, что куличи выпекали еще до появления Христианства на Руси, во времена язычества. Куличи тогда символизировали совершенно далекие от вероисповедания вещи.

Происхождение Кулича
Слово «Кулич» происходит от слова «КоЛаЧа», что означает «Ча»- дитя, «Кола»- солнце. В Древней Руси солнце называлось «Коло» или «Кола». Пасхальный кулич является символом обряда Пасхи или Паски. Известно, что традиция освещать кулич и преподносить его в качестве угощения в честь празднования Пасхи имеет как христианское, так и языческое происхождение.

Еще в Древней Руси было принято заканчивать мессу всеобщим угощением хлебом, сладостями и вином, которые были освещены во время проведения службы. Эта традиция укоренила обычай освещения даров во время причастия, а также ввела другой обычай — проведение пасхальной трапезы, в которой главное место занимал кулич.

История гласит о том, что кулич символизирует незримое присутствие Христа, которому в середине стола всегда оставляют свободное место, напротив которого ставят освещенный кулич. Традиция выпекать специальный хлеб также основана на символизации в преддверии весны грядущих посевных работ. Поэтому было принято замешивать дрожжевое кислое тесто, из которого пекли хлеб. Его приносили в жертву плодоносной земле, которая должна была дать хороший урожай. Этот хлеб также приносили в жертву, чтобы справиться со стихиями и вымолить хорошую погоду и большой урожай.

В итоге активного взаимодействия, христианская и языческая культуры сплелись, объединив свои традиции и обычаи. Таким образом, кулич издревле считался обрядовым хлебов, символизирующим плодородие. У русских народов известно два названия этого хлеба — это «пасха» и «кулич». Существует также мнение, что название «Кулич» пришло из греческого языка и обозначало «Крендель». Это название было распространено среди городских жителей, а для крестьян хлеб носил название «Паска» или «Пасха». Этот пирог имел разную форму, к примеру, в Вологодской области Кулич выпекали в виде раскрытого пирога, но традиционно его делали высоким, с характерной верхней частью, украшенной белой глазунью, с изображением креста.

В тесто традиционно добавляли яйца, масло, муку грубого помола и зачастую дрожжевую основу. Тесто для кулича принято было делать постным, без излишеств. В преддверии Пасхи очень важным обычаем для каждой хозяйки являлось вымешивание теста и выпекание кулича, именно от этого обряда зависела судьба всей семьи. Существовало поверье, что если кулич получился высоким, пышным и красивым, то впереди плодородный год, хорошие события и здравие всей семьи. А если кулич получился клеклым, «расплылся» по печи и корка растеклась, то жди несчастий, болезни и смерти кого-то из родных.

Таким образом, на кулич возлагали очень много надежд, его отождествляли с плодородием, здравием и удачей. Отчасти поэтому освещенный кулич в церкви разрезали на множество кусочков и раздавали верующим. Каждый человек, взявший этот освещенный символ плодородия и здоровья, отчасти приобщался к нему.
В каждой семье кулич занимал самое видно и важное место, как и яйца. Их хозяин дома делил на количество членов семьи и раздавал каждому. Также принято раздавать эти пасхальные дары добрым людям, чтобы поделиться с ними его чудодейственной силой. Также известно, что кулич был неотъемлемой частью застолья по случаю смерти человека. Куски кулича оставляли на столе, рядом с умершим, а также носили на кладбище.

Известно, что кулич наделяли большим значением и силой, именно поэтому крестьяне традиционно использовали каждый кусочек кулича. Верхняя часть кулича наделялась особой силой, поэтому ее старались сохранить. Обычно хозяйки пекли несколько куличей, каждый из которых был предназначен для определенных целей. Один из куличей пекли, чтобы отнести в церковь, другой — для «засевальных» обрядов, ну а третий — для семейного стола.
В Сибири было принято выпекать кулич не вместе со всеми, а в другой день. Готовили куличи в сибирских семьях из ржаной муки, при этом тесту давали подкиснуть и выпекали его в виде коврижки, украшенным крестом. Этот кулич готовился для моления священника, который приходил в дом, выкладывал свои освещенные иконы и проводил моления. Кулич традиционно клали под иконы и дожидались окончания молений. Кулич отдавали священнику в качестве благодарности за проведенные мольбы.

Хранить кулич до дня засева, прикрыв салфеткой, принято было в Вологодской области. В день засева принято отрезать несколько кусков от кулича и положить в семена, чтобы они максимально взошли. В то время верхушку традиционно съедалхозяин, что тоже должно было увеличить урожай.

Остатки кулича никогда не выбрасывали, их использовали во время гаданий. В те времена большое значение для людей играл урожай и хозяйство. К примеру, если не удавалось размножать лошадей, оставшиеся кусочки кулича заворачивали в тряпочку и подвешивали в конюшнях, в качестве символа плодородия. По истечению шести недель, ткань разворачивали и смотрели какого цвета появились черви. По преданию рожденный жеребенок будет такого цвета.

Приготовление пасхального кулича
Издавна выпекание куличей считается настоящим традиционным обрядом. У каждой хозяйки были свои хитрости выпекания вкусного кулича, которые традиционно передавались из поколения в поколение, от матери — к дочери. Кулич считался удачным, если он получался высоким, воздушным и мягким. Качественный кулич обычно сохраняет свою мягкость и воздушность в течение длительного времени.

Выпекали куличи традиционно в специальных металлических ведерках — формах для русской печи. Форму обычно смазывали жиром и заполняли на треть, так как тесто обычно увеличивается в объеме в два раза. Готовые ароматные куличи украшали глазурью, крестами, различными сладостями — это могли быть сушеные фрукты, орехи, сахарный мак или наиболее распространенным является крашеное пшено. Именно последний вариант считался классическим вариантом украшения.

В русской народной кухне можно найти множество рецептов куличей, которые выпекают современные хозяйки в духовке, стараясь сохранять традиционные обряды. Выпекают обычно в алюминиевых формах, которые вмещают 1 −1,5 литра. Прежде всего, следует найти подходящий рецепт и приступить к замешиванию теста.
Для этого понадобится семь яиц, 15 грамм сухих дождей или 45 грамм свежих дрожжей, килограмм муки, 250 грамм маргарина, 300 грамм сахарного песка, столько же изюма, одна чайная ложка ванилина. Для глазури понадобится два белка и 150 грамм сахара.
Прежде всего, следует замесить опару, добавив в теплое молоко растворяемые дрожжи. Далее добавить в опару 500 грамм муки, все тщательно размещать. Поставить опару следует в теплое место примерно на 15-20 минут. Опара считается готовой, если она увеличилась в два-три раза. Далее отделить белки от желтков, при этом желтки взбить с сахаром «до бела». Белки же следует взбить с добавлением небольшого количества соли.

Когда опара дойдет вмешать взбитые желтки, перемешать. Затем добавить маргарин или масло, с учетом рецепта и добавить взбитые с солью белки. Все аккуратно перемешать и постепенно добавить оставшуюся муку. Тесто должно получиться не очень крутым, но и не жидким. Тесто не должно прилипать к рукам. Вымешанное тесто следует поставить в теплое место примерно на час.

Пока тесто поднимается, замочить сухофрукты, изюм на 10-15 минут и высушить. Далее добавить в поднявшееся тесто начинку и опять вернуть в теплое место. Пока тесто подходит, форму следует смазать маслом или жиром. Поднявшееся тесто выложить в форму лишь на треть, чтобы она могло спокойно подняться. Форму накрыть салфеткой и снова дать тесту подняться.

Как только вы увидите, что тесто снова поднялось, форму следует поставить в духовку и выпекать при температуре 100оС. Через 10 минут следует увеличить температуру до 180оС и продолжать выпекать кулич до готовности.

Примерно через 30-40 минут кулич нужно проверить с помощью зубочистки. Если кулич готов, его следует достать и накрыть салфеткой, оставить остывать. Далее следует приготовить глазурь. Для этого следует взбить белки с одной щепоткой соли, далее постепенно в пену ввести сахар или сахарную пудру. На готовый кулич нужно выложить глазурь и посыпать украшением на ваш выбор. Это может быть традиционная цветная пшенка, орехи, кокосовая стружка и т.д.

Советы по приготовлению кулича
Чтобы кулич получился удачным, следует соблюдать некоторые советы. При замешивании теста следует добиться правильной консистенции. При этом тесто не должно быть жидким, в этом случае куличи расплывутся и не поднимутся. Но при этом тесто не должно быть густым, так как кулич из такого теста получится тяжелым и быстро высохнет, зачерствеет.

Готовый кулич при разрезании не должен приставать к полотну ножа, если это происходит, значит, кулич не допекли. Вымешивать тесто следует долго, до тех пор, пока оно не перестанет прилипать. Следует избегать сквозняков и прохладных мест, при выборе места для подхода дрожжевого теста. Температура должна быть не ниже 35оС.

Готовый кулич следует смазать смесью из одного яйца и столовой ложки воды. Затем смазать сливочным маслом и посыпать сухарями, сахаром или ореховой крошкой. Кулич советуют выпекать в духовке с наличием емкости с водой. Время выпекания зависит от веса теста: 1 килограмм теста выпекают 45 минут, 1, 5 килограмма следует выпекать в течение одного часа, а кулич, массой 2 килограмма — 1, 5 часа.

Если при выпекании кулич сверху начал немного пригорать, его следует накрыть специальной бумагой для выпекания или фольгой.Когда кулич приготовится, его следует аккуратно вынуть из духовки и перевернуть на бок. Именно в таком положении его рекомендуют остужать.

Было принято ставить много теста, так как считали, что в большом количестве оно лучше поднимается. В тесто для куличей также клали много яиц, масла и сахара. Хозяйки знают, что в этом случае куличи получаются вкусными, мягкими и сладкими в течение долгого времени.

Традиционно куличи на Руси выпекали круглой формы, украшенным крестом. Тесто по обычаю ставили вечером с четверга на пятницу. Выпекали куличи обычно в течение пятницы, а на следующий день вся семья несла куличи в церковь, чтобы осветить их. Либо приглашали в дом священника провести молитвы. Пасхальные куличи кушают на протяжении всей пасхальной недели.

История Пасхи или причем тут куличи и яйца?

Я не пытаюсь в этой статье оскорбить чувства верующих, я сам человек искренне и глубоко верующий в Иисуса Христа. Именно поэтому я хочу говорить прямо, не срезая острых углов, о самом главном празднике в Христианстве, да и вообще во всей истории человечества – Пасхе!

Я вырос в семье верующих коммунистов, и мама всегда на Пасху красила куриные яйца шелухой от лука. Конечно, в не очень сытые советские и перестроечные времена любой праздник был радостным, так как на столе появлялись всякие вкусности, которых не было в повседневном рационе. Я из любопытства задавал вопрос маме: а почему и для чего она красит яйца на Пасху? На что получал очень состоятельный ответ: «Так надо!» Я уверен, что многие люди и сегодня красят куриные яйца на Пасху потому, что так надо!

Но почему яйца и зачем их красить, и как все это связано с Иисусом Христом, и что такое Пасха? Давайте попробуем разобраться.

История праздника Пасхи

Скажу сразу, что Иисус Христос по своей национальности не был Русским, Он был Еврей, и Его рождение, служение, распятие и воскресенье происходили не в русской глубинке, а на Ближнем Востоке. Само слово «Пасха» переведено с еврейского слова «Песах», буквально означающего «пройти мимо».

Сам праздник Пасхи возник задолго до Рождества Христова, и был связан с выходом Еврейского народа их Египетского рабства. Библия, описывая нам события того времени, повествует о 10 казнях, которые Бог обрушил на египетский народ из-за того, что Фараон не хотел отпускать Еврейский народ из рабства.

Самой последней и самой страшной казнью была смерть всех первенцев у Египтян, Ангел смерти в одну ночь прошел по всей Египетской земле и умертвил всех первенцев в каждом доме. Только в дома Евреев и тех, кто по слову Бога накануне вечером заколол чистого и непорочного ягнёнка и помазал косяки дверей его кровью, Ангел смерти не зашел, но прошел мимо! И наутро Фараон отпустил Еврейский народ, и они благополучно вышли из Египта.

Бог повелевает Еврейскому народу каждый год праздновать Пейсах (Пасху) в знак того, что Бог освободил их из рабства, и Ангел смерти прошел мимо!

Иисус Христос и Пасха

Через 13 веков на земле происходит поистине уникальное событие – дева Мария зачинает от Духа Святого, и рождается Сын Божий, которого нарекают Иисусом Христом. Он, проживший безгрешную жизнь, умирает на кресте, и воскресает на третий день, тем самым избавляет каждого, кто поверит в Него, от рабства греха и дьявола. Он становится для нас тем безгрешным Агнцем, пролившим Свою кровь, чтобы избавить нас от вечного ада. Благодаря Ему смерть теперь проходит мимо. «Пасха наша Христос, закланный за нас» (Библия, 1Коринфинам 5:7).

Почему на пасху пекут куличи и красят яйца.

Я уверен, нам стала понятна связь ветхозаветной Пасхи с Иисусом Христом. Но вот причем тут куличи и яйца? Ведь в Ветхом Завете Евреи в день Пасхи ели пресный хлеб, мясо ягненка, горькие травы и овощи, убирали из дома все квасное. Современные же куличи пекут, используя дрожи.

Кто-то утверждает, что яйцо — это символ начала жизни, но причем тут я, ведь меня создал Бог, а не петух.

Кто-то говорит, что куличи и яйца пришли из язычества и связанны с поклонением «богу» плодородия и символизируют мужские половые органы, и, чтобы урожай был хороший, в жертву приносили яйца и соответствующей формы хлеб. Может быть.

Одно знаю точно: евреи на Пасху не красят яйца и не пекут куличи, и в Библии мы нигде не видим даже намека на то, чтобы Иисус или апостолы красили яйца и пекли куличи.

Заключение

Однажды в день Пасхи я наблюдал такую картину: во дворе дома сидят и выпивают двое мужчин, и вместо тоста один говорит: «Христос воскрес», второй отвечает ему: «Воистину воскрес», и залпом выпивают.

Печально то, что для многих Пасха – это куличи и яйца, повод выпить и вкусно покушать. И жалко то, что многие люди как пароль и отзыв говорят друг другу: «Христос воскрес, воистину воскрес», но не знают и не принимают того, что сделал для них Иисус Христос.

Первое послание Петра 2:24: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его мы исцелились!»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector