Можно ли в пост поминать не постным

Совершение поминок в церковный пост

Поминки в пост совершаются также как и в любые другие дни. Отпевание совершается по чину. Смерть в православной церкви называют переходом, успением. То есть человек не просто ушел в небытие, не исчез, превратившись в пыль, а только перешел в новую ипостась существования. Но для нас важна и участь почившего в загробной жизни. Поэтому мы молимся о его упокоении, прощении грехов. А после погребения совершаются поминки.

О поминках в пост

Обычно поминки проводят три раза, в том числе и в пост. В первый раз похороны совпадают с поминками. Затем мы вспоминаем умершего на девятый и на сороковой дни. По учению церкви именно в эти дни решается «судьба» усопшего. В эти даты родственникам и близким следует помолиться на службе в храме. Дома организуется поминальная трапеза. Конечно, для православных важнее не стол, а память об ушедшем. В день поминок в пост нужно вспомнить все добрые дела человека, его земной путь, помянуть добрым словом, рассказать о нелегкой жизни.

Для кого-то такие рассказы на поминках в пост станут поучительными, помогут обрести веру, если умерший человек был примером веры и добродетельной жизни. Поминальный стол накрывают и для того, чтобы все родные и близкие могли собраться вместе, помолиться об умершем. В этом есть сокровенный смысл.

Поминки в православный пост

Для верующих проведение поминок в пост связано с некоторыми правилами. Например, прежде чем приступить к трапезе, следует помолиться, прочитать псалом девяностый. Все мероприятие требует серьезности, почтения к памяти усопшего. За таким столом непозволительны двусмысленные шутки, сарказм, безнравственные истории.

Трапеза на поминках, как правило, начинается с кутьи. Это блюдо готовится заранее из риса или пшеницы, заправленной медом и сдобренной ягодами или дольками плодов. Кутья обычно освящается в храме на панихиде — специальной службе по умершему. Кутью должен отведать каждый гость, пришедший на поминки в пост. Традиция поминовения кутьей уходит далеко корнями в церковную историю. Зерно, приготовленное для кутьи, олицетворяет цельность души, ее бессмертие. Поэтому стол на поминках можно назвать символическим.

Не стоит беспокоиться о щедром угощении, разнообразии блюд. На поминки собираются не для чревоугодия. Особенно, если поминки выпали на будни Великого поста. Можно просто перенести стол на субботний или воскресный день, чтобы не нарушать правил сухоядения в другие дни. Третий день поминок в пост связывают с воскресением Христа (он воскрес на третий день после смерти), усопшие тоже воскреснут в жизнь вечную. Девятый день поминок во время поста связывают почитанием девяти чинов ангелов, а сороковой день поминок соотносят с Вознесением Иисуса Христа.

Текст православной молитвы преподобному Андрею Рублеву

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Андрее! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Поминовение усопших: особенности поминовения в Великий пост

Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве – дело весьма богоугодное и полезное.

Святитель Григорий Нисский

Во время Великого поста существуют субботние дни особого молитвенного поминовения умерших – родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.

К молитве за умерших побуждает нас христианская любовь, которой мы все взаимно соединяемся в Иисусе Христе и составляем духовное богатство. Усопшие – это ближние наши, которых Господь завещает любить, как самих себя. Бог не говорит: любите ближних, пока они живут.

Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Главное церковное поминовение – это молитва на проскомидии (подготовительной части Литургии). Священник, находясь в алтаре, извлекает частичку из просфоры под чтение имен из поданных верующими записок. Записки читаются также и во время самой Литургии. Но в дни Великого поста меняется весь строй церковной жизни, в том числе богослужебный – полные Литургии в будни не совершаются, а значит и молитва об усопших звучит в храме реже. Если чей-то день памяти приходится на будни, то записку для церковного поминовения нужно подать на ближайшие субботу или воскресенье, а возможность совершения панихиды точно в дату обсудить в конкретном храме.

Чтобы как-то компенсировать отсутствие ежедневного церковного поминовения усопших, были установлены родительские субботы, когда служатся заупокойная литургия и панихида.

В дореволюционное время у каждой семьи был список имен всех усопших членов данного рода – «Помянник». Так, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи. Сейчас эта традиция утрачена большинством семей, да и при совершении поминовения многие верующие не знают, как правильно помянуть усопших близких.

Мы попытались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся поминовения усопших.

– Для чего Православной церковью вводятся особые дни поминовения – родительские субботы, ведь, поминовение, и так, совершается на литургии?

Читать еще:  Как самому испечь хлеб в мультиварке

– Дело в том, что литургии совершаются в храмах приходских не каждый день, не бывает такой, говоря современным языком, технической возможности. Для того, чтобы совершать литургию нужно, чтобы кроме священника были певчие, пономари и, конечно же, молящиеся. Поэтому, среди недели не в каждом храме совершается служба, именно, литургия. Но в воскресенье в каждой действующей церкви совершаются литургии. Для поминовения усопших этого мало, потому что этот день бывает, лишь, раз в неделю. Поэтому, для особого поминовения выделяются родительские субботы и дни поминовения усопших, в которые проходит особая молитва об усопших.

– Когда в календаре бывают родительские субботы, и какие еще Православной Церковью установлены особые дни для поминовения усопших?

Родительскими субботами называются несколько дней в церковном календаре: Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская родительские субботы. Остальные дни в Церковном календаре – это дни поминовения усопших. Хотя, во все эти дни поминают, и родителей усопших, и близких и знакомых православных христиан, православных убиенных воинов, но отличаются названия по строю самой службы, то есть названия дней поминовения усопших определяют сам строй проходящей этой заупокойной молитвы. Например, если родительская суббота, Троицкая, Мясопустная и Дмитриевская, то в эти дни богослужение более наполнено, чем в другие дни поминовения усопших, пространными молитвами, в том числе тропарями, стихирами, канонами.

Кроме привычных нам дней поминовения усопших: трех родительских суббот, 2-й, 3-й, 4-й суббот в Великом посту, есть другие дни поминовения усопших – Радоница (вторник второй недели после Пасхи), так как на самой Пасхальной седмицы нет заупокойных молитв больших, есть только тайная молитва, которая происходит в алтаре, а общей заупокойной молитвы нет. Они переносятся на Радоницу, хотя, строй службы, совершаемый в это день, не так обильно наполнен заупокойными молитвами.

Дни поминовения усопших – это 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи также совершается поминовение усопших, дата пришла исторически – в этот день принято поминать православных воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в этот день поминали и так этот день остался для поминовения, и не только усопших воинов.

Также в наши дни 9 мая поминают усопших воинов в Великой Отечественной. В этот день поминаются воины, хотя, можно поминать и других усопших сродников.

Еще одним днем поминовения усопших является день поминовения усопших, погибших в годы гонений за веру Христову, репрессированных людей в 30-е годы, в безбожное время. Среди миллионов расстрелянных было много православных христиан, все они поминаются в особой молитве в день Новомучеников и Исповедников Российских – 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы. В этот день после молитвенного поминовения святых мы обращаемся об упокоении душ усопших.

Есть и другие дни поминовения усопших, в церковном календаре их нет, но по благословению Святейшего Патриарха они совершаются. Например: о погибших в ДТП, о погибших ликвидаторах Чернобыльской АЭС и др.

– Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

– Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Поэтому, они могут дома горячо и сердечно молиться о своих усопших сродниках – в келейной домашней молитве. В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших». Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм в этот день. Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча – это как символ горения человеческой души во время молитвы. Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной. Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегчаем их загробную участь.

– В «Молитве об усопших» есть слова «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей …», какие слова нужно произносить, если родители молящего живы?

– Можно сказать прародителей, к ним относятся деды, прадеды, все умершие члены рода, поэтому и родительской называется суббота, потому что мы молимся об усопших нашего рода.

– Как правильно писать в записках имена, если поминаемых зовут Юрий, Светлана и Эдуард?

– Все имена в записках должны быть даны в церковном написании, например, Георгий, а не Юрий, Фотиния, а не Светлана. Некоторые люди, произнося имя на греческом языке, могут его спокойно произносить и на русском языке, для некоторых имен преграды между языками нет. Но, все-таки, нужно руководствоваться местным уставом: если в храме принимают с таким именем подавайте, если нет, то ничего страшного, если исправите имя.

Но есть редкие имена, которым нет интерпретации в церковных святцах, например, Элеонора, Эдуард, Рубин и т.д. Поэтому, следует писать имя, нареченное при Крещении, а если оно неизвестно – решить этот вопрос со священником.

– Нужно ли в родительскую субботу или в день поминовения усопших человеку задуматься о загробной жизни?

– Человеку о загробной жизни нужно думать не только в этот день, но и в каждый день своей жизни. В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь…» – это путь к безгрешной жизни человека. Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.

В дни поминовения усопших нужно задуматься, и о своей загробной жизни, и о загробной жизни умерших сродников. Конечно, все эти мысли нормального человека, который понимает свой путь духовный, идет по нему, стремится подняться по иерархической лестнице добродетели.

– Какой смысл поминальной трапезы?

– Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников, для которых и готовится эта трапеза. Это важный момент, потому что есть такая поговорка «Сытый голодного не уразумеет». Мы когда сыты, не думаем, что есть люди, которые голодные, которых нужно накормить. Зачастую, когда собираются поминки, многие люди приходят туда для того, чтобы покушать – нет дома возможности поесть. Поэтому, присутствуя на этой трапезе, они молитвой помянут нашего усопшего сродника. Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников, потому что те расходы, пошедшие на нее, это и есть жертва.

Читать еще:  Секреты приготовления глазури для пасхальных куличей

Вопрос о присутствующих. Это не должен быть круг людей, которые интересуют нас в выгодных целях, для того чтобы получить от них пользу.Поэтому, мы должны приглашать на поминки малоимущих людей, которых нужно бы покормить.

Конечно, главное в поминовение молитва, но, тем не менее, поминальная трапеза является продолжением этой молитвы. Трапеза в церковном уставе продолжение богослужения, его неотъемлемая часть. Поэтому, присутствуя на поминальной трапезе, человек присутствует на богослужении.

– Позволительны ли поминки с употреблением спиртных напитков?

– Церковный устав не запрещает на поминальной трапезе употребление спиртных напитков. Но иногда поминки превращаются в пьянство, из поминовения – в грех. Поэтому, от употребления спиртного на поминках лучше воздержаться.

– Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты (в случае если умерший был курящим человеком) или даже рюмки со спиртным?

Некоторые думают, что если при жизни умерший курил, то и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты, тогда, следуя этой логике, если человек любил водить машину, то выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать – потанцуем на могиле. Таким образом, мы возвращаемся в язычество, тогда была тризна (обряд), что там только не творилось. Мы должны понимать, что если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, а в вечной жизни этого нет. Конечно, неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Можно оставлять конфеты или печенье, но не на могиле, а на столике или скамейке, для того, чтобы человек пришел и помянул этого человека. И ругать, к примеру, детей в том. что они собирают сладости не стоит – они для того и кладутся, чтобы поминать.

Могилу нужно содержать в чистоте, и на саму могилу класть из продуктов ничего не нужно. В отсутствии человека птицы садятся туда и гадят, и получается – могила ухожена, ограда покрашена, а птицы или собаки нарушают порядок – разбрасывают фантики и т.д.

Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.

– Как правильно говорить «Царство ему небесное» или «Пусть земля ему будет пухом»?

– Православный христианин всегда скажет:«Царство ему небесное», а атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом», потому что он не верит в Царство небесное, но, хотя, желая чего-то хорошего, своему сроднику пусть все-таки так скажет. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное».

– Каких людей в храме нельзя поминать?

В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу – Господь сам знает, кого, как определять в загробной жизни.

В церковном Уставе для решения спорных вопросов есть выражение «Аще изволит настоятель», и вот это понимается так, что если разрешит настоятель – можно подавать записки, если нет – значит, батюшка руководствуется уставными принципами.

– Можно ли их поминать домашней молитвой?

– В молитве никто не ограничивает, хотя, нужно понимать, что судить будет сам Господь на Страшном Суде. Дома мы можем молиться обо всем, не только о людях, но и об устроении в семье и делах.

– Если умирает во время Великого поста человек, как можно ли его поминать на седмице?

– В Великом посту есть некоторые отличия от правил обычного поминовения. Церковный устав говорит так, что если человек умирает во время Великого Поста, то на седмице, ни на 9-й, ни на 40-й день не поминаются, а устраиваются помины, либо в надлежащую субботу, следующую за этим днем или на предшествующее воскресение. Например, если во вторник нужно отметить 9 дней, то лучше собрать поминки в предшествующее воскресение.

Праздник в пост — или пост в праздник?

Как «совместить» светские праздники и православные посты – вопрос из разряда вечных, в том смысле, что вечно с ним сталкиваются священники, слыша его снова и снова от начинающих воцерковляться людей. С другой стороны, нет на этот вопрос единого и жесткого «догматического» ответа: когда-то стоит поступить так, когда-то — иначе, исходя из обстоятельств жизни. И здесь священник может что-то подсказать, скорее, из своего опыта. Тем, кому предстоит отметить какую-либо праздничную дату нынешним Великим постом, адресована наша беседа с клириком Петропавловского храма священником Василием Куценко.

— Батюшка, вот что интересно: мы говорим о том, как во время поста разделить праздничную трапезу с неверующими родственниками, и кажется порой, что этот вопрос возник именно в наших житейских реалиях. Но ведь в истории Церкви эта проблема, наверное, не нова?

— На самом деле этот вопрос возникает уже в апостольские времена. За неделю до начала Великого поста в храмах читается фрагмент из Первого послания святого апостола Павла к христианам древнего города Коринфа (см.: 1 Кор. 8, 8 – 9, 2), и там апостол отвечает на вопрос: можно ли христианам употреблять в пищу продукты, освященные в языческих храмах? Он связан с тем, что христиан могли приглашать на обеды по случаю каких-либо торжеств их родственники или друзья — язычники. При этом все праздничные угощения освящались по языческим ритуалам, а нередко и сами трапезы могли устраиваться при языческих храмах. В своем ответе апостол Павел пишет: мы знаем, что идол в мире ничто (1 Кор. 8, 4). Он напоминает нам о том, что пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8), но призывает христиан не злоупотреблять своей свободой. Хорошо, если христианин осознает ничтожность идолов и языческих обрядов и понимает, что вкушение пищи из языческого храма не причинит ему никакого вреда. Но грех в том, что новоначальный или немощный в вере христианин может соблазниться, увидев своего старшего собрата вкушающим идоложертвенное. Поэтому апостол пишет: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13).

— А если «соблазнять» некого, потому что никто в семье больше не постится? И при этом на время поста приходится юбилей супруга, кого-то из родителей, родственников?

— С днями рождения, юбилеями и другими торжествами нужно поступать, руководствуясь христианской любовью к тем людям, которые на этом торжестве будут, чувством меры и собственной совестью. Если отказ от участия в дне рождения или юбилее может вызвать обиду, то лучше прийти на праздник. Но при этом мы вполне можем заранее сказать о том, что сейчас время поста, и попросить приготовить наряду со скоромными и постные блюда.

Читать еще:  Постный шоколадный пирог без яиц

— Руководствоваться совестью… У меня одна знакомая на юбилее руководителя-атеиста выпила за его здоровье фужер шампанского. А после коллеги ей высказали: какая же ты верующая, если пьешь в пост?

— Это случай из разряда тех, о которых можно прочитать в Евангелии слова Господа Иисуса Христа: пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11, 18–19). Думаю, что просто надо иметь в виду, что действительно может быть и так: откажешься от участия в празднике — будут осуждать, пойдешь на праздник — все равно осудят. И относиться к этому спокойно.

— А что делать, если на период поста выпадает день рождения ребенка?

— Отвечу из своего личного опыта. День рождения моего младшего сына всегда будет попадать на Великий пост. Мы его празднуем. День рождения воспринимается маленькими детьми как очень важное личное событие, поэтому, думаю, не следует проявлять здесь чрезмерную строгость.

— Хорошо, когда дети маленькие. Но как быть с подростками — они ведь хотят в свой праздник не просто посидеть за столом, где может быть и относительно постное меню, но и куда-то пойти, развлечься?

— Ответ зависит от того, верующий подросток или нет, посещает ли он храм или нет. У верующих подростков обычно есть такие же верующие друзья, и тогда будет гораздо проще найти какой-то компромисс. Если при храме, например, есть молодежное общество, то можно отпраздновать свой личный праздник там — в кругу единомышленников, весело и в то же время вполне благочестиво.

Если друзья у подростка нецерковные и он хочет в свой день рождения пригласить их домой, то, думаю, опять же не нужно в этом отказывать. И превращать застолье в «поминки» тоже не стоит. Хорошие, добрые конкурсы или игры вполне уместны. Если же говорить о невоцерковленных подростках, я не могу здесь дать какого-то определенного совета. Одно дело, если эти дети прислушиваются к мнению своего верующего родителя, другое — если нет. Полагаю, что важным моментом здесь будет хотя бы то, что решение по поводу программы праздника будет совместным, а не решением единолично родителя или единолично ребенка.

Газета «Петропавловский листок» № 24, март 2017 года

Постные дни среда и пятница

Часто можно слышать вопросы: постные дни среда и пятница — что можно есть, можно ли рыбу, как готовить еду на поминки и чего нельзя делать. Обратимся к уважаемым православным источникам, и попытаемся раскрыть эти секреты, плюс узнаем хорошие постные рецепты на целый день — завтрак, обед, постный ужин, сытно и вкусно.

Давайте сначала разберемся — почему среда и пятница в православии считаются постными днями?

Среда — это в память о том дне, когда Иуда предал Иисуса Христа, мы скорбим вместе с ним.

Пятница — в этот день распяли Христа, потому мы постимся в воспоминание об этом дне. Святые отцы говорят: «когда вы едите скоромное в эти дни, вы распинаете Господа», и еще: «кто в среду и пятницу не постятся, много грешат пред Господом». И еще говорят, что ангелы ведут счет постным средам и пятницам в нашей книге жизни…

Что касается поминок или каких праздничных дней, выпадающих на среду с пятницей, нужно придерживаться тех же правил. В эти дни, как в обычный пост, недозволительно развлекаться, веселится, сидеть перед телевизором, это дни для дел милосердия, размышлений о Боге, о грехах своих, чтение духовной литературы и так далее.

Еще часто спрашивают, можно ли рыбу по средам и пятницам, нам батюшки отвечают: когда обычные дни — то можно, если это время какого-то поста и среда с пятницей попадают в дни строго поста, то нельзя. Вот пример: сейчас начнется Рождественский пост, и в дни его среда и пятница будут строгими, рыбу вкушать нельзя.

Вообще, что касается Рождественского поста, то по Типикону, рыбу тоже не все дни можно есть. К примеру, до 19 декабря рыбка запрещена понедельник, среда, пятница, после 19-го — до 2 января — рыбу лишь в выходные можно, а со 2-го по 6 января вообще нельзя рыбку вкушать.

Еще вопрос иногда встает — когда начинается постный день, ведь многие путаются от того, что сам день начинается в церкви с вечера, так вот — пост начинается также, как обычный день, с 24.00.
Сегодня хотим предложить вам три блюда для постной среди (пятницы) – завтрак, обед, ужин — вкусно, сытно, просто и питательно.

Коврижка постная, монастырская

  • стакан сахара
  • стакан воды (если не пост, то можно кефир или молоко взять)
  • стакан варенья
  • 1 ч.л. соды в укусе погасить
  • муки 2-2,5 стакана

Все смешать, смазать форму, выложить и выпекать. Можно сверху пудрой сахарной присыпать, глазурь какую-то сделать, разнообразит тем самым коврижку.

Еще можно добавить меда вместо варенья и какао, изюма немного, крем сварить с воды, олейны, какао и сахара — вкусно!

Селедка по-корейски

  • 1 кг свежезамороженной сельди
  • стакан томатного сока
  • 80 мл (можно меньше) 9% уксуса
  • 120г масла подсолнечного без аромата
  • ложка соли столовая
  • ложечка сахара чайная, столько же молотого перчика
  • 3-4 луковицы

Селедку на филе аккуратно разобрать, порезать кусочками. масло с томатом закипятить, снять с огня, всыпать специи, охладить и залить соусом селедку. Оставить так на сутки. Отвариваем картошку, делаем салат или достаем из банки огурчики маринованные, и постный обед готов!

Постный салат

Можно варьировать с количеством продуктов, кто как любит. Свеклу отварить, на терочке измельчить, курагу с черносливом для размягчения кипятком залить. потом избавить от жидкости и соломкой нарезать. Орешки подробить, все полить майонезом и смешать. Постный салатик готов!

Еще очень вкусно получается даже на праздничный стол в пост замечательный постный салат от матушки Елены — необыкновенный просто!

Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях

И вообще супер мы постимся вообще. Пироги с вареньем печем)))

А по вашему, в дни поста нужно голодом себя морить? Что плохого в пирогах с вареньем?

Ну да ладно. Если без сахара два дня в неделю обойтись это даже полезно мне кажется. Вообще сладкое вредно каждый день

Не поняла, что за рецепт вообще. Селедка что уже рыбой не считается? Рыбу нельзя в постные дни ведь.

В обычные дни в среду и пятницу рыбу есть можно, в дни длительных постов — нельзя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector