Совершение поминок в церковный пост

Православные похороны и проведение поминок

Проведение поминок по усопшим существует в христианской церкви с самого начала ее основания. Особые дни для этого по православному обычаю — 3, 9 и 40 день после смерти. Кроме того, близкие люди поминают умерших в годовщину, день рождения, день Ангела.

Поминки после похорон проводят на третий день после кончины, когда, в соответствии с учением церкви о жизни за гробом, душа возносится на небо для поклонения Богу. Даже те славяне, которые при жизни нечасто посещали церковь, соблюдая посты и предаваясь молитвам, у последней черты выражают желание, чтобы их похороны и поминки проходили в соответствии с православными традициями.

Значение отпевания

Тело усопшего омывают, одевают в новую чистую одежду, покрывают саваном — белым покровом, подобным которому пользуются при крещении и означающим, что новопреставленный сохранил данный тогда обет. Провести омовение умершего должны не родные ему пожилые женщины. На покойном должен быть нательный крестик. На лоб усопшего надевают бумажный венчик с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». В руки вкладывают икону Спасителя. Гроб с покойным ставят посреди комнаты, зажигают вокруг него свечи. Перед тем как вынести тело из дома, священник совершает краткую заупокойную литию с каждением, знаменующим, что душа преставившегося, подобно кадильному фимиаму, возносится на небо. В некоторых регионах сохранился обычай при выносе тела и прощании с ним возле дома бить в колокол.

Гроб с покойным приносят в храм для отпевания, без которого душа усопшего не находит покоя.

Устанавливают его головой на запад, ногами — на восток, лицо открыто. Пришедшие с похоронной процессией в церковь держат в руках горящие свечи и молятся о том, чтобы душа прошла все испытания после смерти. Заупокойное богослужение возносит мольбу о прощении грехов, напутствует и провожает усопшего в другой мир, выказывает ему почтение. От лица покойного поются древние стихиры со словами: «Видя… лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте!…»Настиг… страшный час смерти… уже более не поживу с вами!«…»Помолитесь!«…»Придите, дайте последнее целование!« Церковная молитва любящих близких людей за умершего должна исходить от сердца.

Церковь отказывает в отпевании не крещенным в православной церкви, самоубийцам и тем, кто при жизни позиционировал себя атеистом или являлся гонителем верующих.

Погребение и захоронение урны

При прощании целуют венчик и икону, находящуюся в гробу, просят у покойного прощения и молят простить его за то, в чем он был виновен сам. После этого икону вынимают и тело полностью накрывают покрывалом, священник крестовидно посыпает тело землей, произнося: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней», и гроб закрывают крышкой. На кладбище его опускают в могилу так, чтобы лицо усопшего было направлено к востоку. Священнослужитель бросает землю на гроб крестообразно. В ногах усопшего устанавливают крест, как символ спасения, таким образом, чтобы на него было направлено лицо покойного.

В крупных перенаселенных городах все чаще по желанию усопшего или его родственников тело кремируют. Захоронение урны с прахом после кремации может проводиться, как и погребение в гробу: выделяется маленький участок, выкапывается могила. Панихиды и отпевание совершаются, как обычно, но молитвы с венчиком остаются у родных. При кремации в гробу не оставляют святынь. Согласно традициям православной церкви, прах должен быть предан земле. Урну захоранивают, в яму опускают молитву и венчик, предавая их тлению.

Православные похороны дают осознание значения человеческой жизни, сплачивают семью и помогают справиться с болью утраты.

Погребение совершают до захода солнца, не проводят его в день Святой Пасхи и в Рождество Христово.

Поминальная трапеза

После похорон семья покойного собирает его родных, близких и друзей на поминальный обед, который является продолжением богослужения и прощания. Несмотря на то что все эти хлопоты горькие, каждая семья старается организовать поминки как можно лучше, выразив этим любовь и уважение к почившему. Обычно приглашают всех, кто был на похоронах. Если накрыть стол предполагают в доме покойного, то после выноса гроба с его телом моют полы, убирают мусор, устанавливают портрет умершего, зажигают свечи. Организация поминок возможна в кафе или траурном зале ритуальной службы. Меню обсуждается и составляется заранее.

Накрывать стол нужно непраздничной посудой. Какие блюда готовят на поминки? Начинается трапеза с кутьи, кроме нее обязательно подают блины и кисель. Готовят лапшу, овощи, рыбу, мясо, сдобные булочки. В вазочки раскладывают конфеты. На поминки не нужно устраивать грандиозное застолье, чтобы столы ломились от изысканных яств. В наши дни редкая поминальная трапеза обходится без спиртных напитков, однако сладкие и игристые алкогольные напитки должны быть исключены.

Православные поминки после похорон непродолжительны, их еще называют скорбными. Уходя, гости не говорят «спасибо».

Как проводить поминки во время православного поста? Ограничения касаются только Великого поста. Если поминки пришлись на самые строгие его недели (1, 4 и 7), собирается лишь близкая родня. В будние дни Великого поста поминовение на 9 и 40 дней не делают, их переносят на субботу или воскресенье, только не на Вербное. Не будучи уверенными в правильности определения дня поминок в конкретном случае, обратитесь за советом к священнику вашей церкви. Молиться за усопших можно всегда. Поминки в пост в день похорон нужно организовывать, подавая для трапезы такие блюда:

  • суп или борщ, приготовленный не на мясном бульоне;
  • грибы с лапшой или картофелем;
  • овощи свежие, соленые или квашеные;
  • сою, фасоль, чечевицу;
  • блины и пироги, приготовленные по специальным рецептам;
  • изюм, орехи.

Постные поминки начинаются с вкушения кутьи. На Благовещенье и Вербное воскресенье можно подать рыбу. Исключается из меню мясо, молоко, яйца, животные жиры. Не допускаются алкогольные напитки. Пьют квас, кисель, компот, сок.

Поминальный этикет

На поминки без приглашения не приходят. Правила поведения на этом мероприятии основаны на скромности и уважении к покойному и его семье. Как организовать поминки, чтобы они не превратились в повод вкусно поесть и обсудить новости? Главное место за столом занимает хозяин дома, возле него размещаются родственники и близкие люди. Детей рассаживают обычно в конце стола. Приглашает приступить к трапезе один из родных покойного, чаще всего старший. Застольные речи посвящаются усопшему, его добрым земным делам и утешению родных.

У православных христиан существует традиция за поминальным столом молиться об умершем.

Правила этикета на поминках запрещают громко разговаривать, чокаться, смеяться, активно двигаться, жестикулировать, спорить, нарушать порядок выступлений и оскорблять память усопшего. За столом нельзя рыдать, причитать. Если трудно справиться с эмоциями, следует найти уединенное место. В конце поминального обеда родные встают, самая старшая женщина благодарит пришедших на поминки за добрые слова и желает всем здоровья. Уходящим раздают выпечку и конфеты с поминального стола.

Многие приметы и церемонии, связанные с похоронами и поминками, дошли до нас из далекого язычества. Ничего общего не имеют с православным христианством такие обычаи:

  • завешивание зеркал в доме, где лежит покойник, чтобы его душа не осталась по ту сторону отражающей поверхности;
  • укладывание в гроб различных предметов, любимых вещей покойного;
  • кидание монет в могилу.

Обычай ставить для умершего на столе и на могиле еду тоже языческий.

Славянские церковные поминки по усопшим проводят в родительскую, Дмитриевскую и Троицкую субботу, Радоницу. В эти дни в церкви заказывается заупокойная служба, раздается милостыня. После этого идут на кладбище, чтобы поправить могилки и пообщаться с ушедшими. Самое лучшее, что люди могут сделать для своих умерших — сердечно помянуть и молиться о них.

Поминовение усопших: особенности поминовения в Великий пост

Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве – дело весьма богоугодное и полезное.

Святитель Григорий Нисский

Во время Великого поста существуют субботние дни особого молитвенного поминовения умерших – родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.

К молитве за умерших побуждает нас христианская любовь, которой мы все взаимно соединяемся в Иисусе Христе и составляем духовное богатство. Усопшие – это ближние наши, которых Господь завещает любить, как самих себя. Бог не говорит: любите ближних, пока они живут.

Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Главное церковное поминовение – это молитва на проскомидии (подготовительной части Литургии). Священник, находясь в алтаре, извлекает частичку из просфоры под чтение имен из поданных верующими записок. Записки читаются также и во время самой Литургии. Но в дни Великого поста меняется весь строй церковной жизни, в том числе богослужебный – полные Литургии в будни не совершаются, а значит и молитва об усопших звучит в храме реже. Если чей-то день памяти приходится на будни, то записку для церковного поминовения нужно подать на ближайшие субботу или воскресенье, а возможность совершения панихиды точно в дату обсудить в конкретном храме.

Чтобы как-то компенсировать отсутствие ежедневного церковного поминовения усопших, были установлены родительские субботы, когда служатся заупокойная литургия и панихида.

В дореволюционное время у каждой семьи был список имен всех усопших членов данного рода – «Помянник». Так, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи. Сейчас эта традиция утрачена большинством семей, да и при совершении поминовения многие верующие не знают, как правильно помянуть усопших близких.

Мы попытались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся поминовения усопших.

Читать еще:  Рис с грибами и овощами постный рецепт

– Для чего Православной церковью вводятся особые дни поминовения – родительские субботы, ведь, поминовение, и так, совершается на литургии?

– Дело в том, что литургии совершаются в храмах приходских не каждый день, не бывает такой, говоря современным языком, технической возможности. Для того, чтобы совершать литургию нужно, чтобы кроме священника были певчие, пономари и, конечно же, молящиеся. Поэтому, среди недели не в каждом храме совершается служба, именно, литургия. Но в воскресенье в каждой действующей церкви совершаются литургии. Для поминовения усопших этого мало, потому что этот день бывает, лишь, раз в неделю. Поэтому, для особого поминовения выделяются родительские субботы и дни поминовения усопших, в которые проходит особая молитва об усопших.

– Когда в календаре бывают родительские субботы, и какие еще Православной Церковью установлены особые дни для поминовения усопших?

Родительскими субботами называются несколько дней в церковном календаре: Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская родительские субботы. Остальные дни в Церковном календаре – это дни поминовения усопших. Хотя, во все эти дни поминают, и родителей усопших, и близких и знакомых православных христиан, православных убиенных воинов, но отличаются названия по строю самой службы, то есть названия дней поминовения усопших определяют сам строй проходящей этой заупокойной молитвы. Например, если родительская суббота, Троицкая, Мясопустная и Дмитриевская, то в эти дни богослужение более наполнено, чем в другие дни поминовения усопших, пространными молитвами, в том числе тропарями, стихирами, канонами.

Кроме привычных нам дней поминовения усопших: трех родительских суббот, 2-й, 3-й, 4-й суббот в Великом посту, есть другие дни поминовения усопших – Радоница (вторник второй недели после Пасхи), так как на самой Пасхальной седмицы нет заупокойных молитв больших, есть только тайная молитва, которая происходит в алтаре, а общей заупокойной молитвы нет. Они переносятся на Радоницу, хотя, строй службы, совершаемый в это день, не так обильно наполнен заупокойными молитвами.

Дни поминовения усопших – это 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи также совершается поминовение усопших, дата пришла исторически – в этот день принято поминать православных воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в этот день поминали и так этот день остался для поминовения, и не только усопших воинов.

Также в наши дни 9 мая поминают усопших воинов в Великой Отечественной. В этот день поминаются воины, хотя, можно поминать и других усопших сродников.

Еще одним днем поминовения усопших является день поминовения усопших, погибших в годы гонений за веру Христову, репрессированных людей в 30-е годы, в безбожное время. Среди миллионов расстрелянных было много православных христиан, все они поминаются в особой молитве в день Новомучеников и Исповедников Российских – 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы. В этот день после молитвенного поминовения святых мы обращаемся об упокоении душ усопших.

Есть и другие дни поминовения усопших, в церковном календаре их нет, но по благословению Святейшего Патриарха они совершаются. Например: о погибших в ДТП, о погибших ликвидаторах Чернобыльской АЭС и др.

– Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

– Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Поэтому, они могут дома горячо и сердечно молиться о своих усопших сродниках – в келейной домашней молитве. В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших». Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм в этот день. Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча – это как символ горения человеческой души во время молитвы. Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной. Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегчаем их загробную участь.

– В «Молитве об усопших» есть слова «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей …», какие слова нужно произносить, если родители молящего живы?

– Можно сказать прародителей, к ним относятся деды, прадеды, все умершие члены рода, поэтому и родительской называется суббота, потому что мы молимся об усопших нашего рода.

– Как правильно писать в записках имена, если поминаемых зовут Юрий, Светлана и Эдуард?

– Все имена в записках должны быть даны в церковном написании, например, Георгий, а не Юрий, Фотиния, а не Светлана. Некоторые люди, произнося имя на греческом языке, могут его спокойно произносить и на русском языке, для некоторых имен преграды между языками нет. Но, все-таки, нужно руководствоваться местным уставом: если в храме принимают с таким именем подавайте, если нет, то ничего страшного, если исправите имя.

Но есть редкие имена, которым нет интерпретации в церковных святцах, например, Элеонора, Эдуард, Рубин и т.д. Поэтому, следует писать имя, нареченное при Крещении, а если оно неизвестно – решить этот вопрос со священником.

– Нужно ли в родительскую субботу или в день поминовения усопших человеку задуматься о загробной жизни?

– Человеку о загробной жизни нужно думать не только в этот день, но и в каждый день своей жизни. В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь…» – это путь к безгрешной жизни человека. Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.

В дни поминовения усопших нужно задуматься, и о своей загробной жизни, и о загробной жизни умерших сродников. Конечно, все эти мысли нормального человека, который понимает свой путь духовный, идет по нему, стремится подняться по иерархической лестнице добродетели.

– Какой смысл поминальной трапезы?

– Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников, для которых и готовится эта трапеза. Это важный момент, потому что есть такая поговорка «Сытый голодного не уразумеет». Мы когда сыты, не думаем, что есть люди, которые голодные, которых нужно накормить. Зачастую, когда собираются поминки, многие люди приходят туда для того, чтобы покушать – нет дома возможности поесть. Поэтому, присутствуя на этой трапезе, они молитвой помянут нашего усопшего сродника. Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников, потому что те расходы, пошедшие на нее, это и есть жертва.

Вопрос о присутствующих. Это не должен быть круг людей, которые интересуют нас в выгодных целях, для того чтобы получить от них пользу.Поэтому, мы должны приглашать на поминки малоимущих людей, которых нужно бы покормить.

Конечно, главное в поминовение молитва, но, тем не менее, поминальная трапеза является продолжением этой молитвы. Трапеза в церковном уставе продолжение богослужения, его неотъемлемая часть. Поэтому, присутствуя на поминальной трапезе, человек присутствует на богослужении.

– Позволительны ли поминки с употреблением спиртных напитков?

– Церковный устав не запрещает на поминальной трапезе употребление спиртных напитков. Но иногда поминки превращаются в пьянство, из поминовения – в грех. Поэтому, от употребления спиртного на поминках лучше воздержаться.

– Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты (в случае если умерший был курящим человеком) или даже рюмки со спиртным?

Некоторые думают, что если при жизни умерший курил, то и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты, тогда, следуя этой логике, если человек любил водить машину, то выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать – потанцуем на могиле. Таким образом, мы возвращаемся в язычество, тогда была тризна (обряд), что там только не творилось. Мы должны понимать, что если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, а в вечной жизни этого нет. Конечно, неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Можно оставлять конфеты или печенье, но не на могиле, а на столике или скамейке, для того, чтобы человек пришел и помянул этого человека. И ругать, к примеру, детей в том. что они собирают сладости не стоит – они для того и кладутся, чтобы поминать.

Могилу нужно содержать в чистоте, и на саму могилу класть из продуктов ничего не нужно. В отсутствии человека птицы садятся туда и гадят, и получается – могила ухожена, ограда покрашена, а птицы или собаки нарушают порядок – разбрасывают фантики и т.д.

Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.

– Как правильно говорить «Царство ему небесное» или «Пусть земля ему будет пухом»?

– Православный христианин всегда скажет:«Царство ему небесное», а атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом», потому что он не верит в Царство небесное, но, хотя, желая чего-то хорошего, своему сроднику пусть все-таки так скажет. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное».

– Каких людей в храме нельзя поминать?

В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу – Господь сам знает, кого, как определять в загробной жизни.

Читать еще:  Оригинальные и современные способы украсит пасхальный кулич

В церковном Уставе для решения спорных вопросов есть выражение «Аще изволит настоятель», и вот это понимается так, что если разрешит настоятель – можно подавать записки, если нет – значит, батюшка руководствуется уставными принципами.

– Можно ли их поминать домашней молитвой?

– В молитве никто не ограничивает, хотя, нужно понимать, что судить будет сам Господь на Страшном Суде. Дома мы можем молиться обо всем, не только о людях, но и об устроении в семье и делах.

– Если умирает во время Великого поста человек, как можно ли его поминать на седмице?

– В Великом посту есть некоторые отличия от правил обычного поминовения. Церковный устав говорит так, что если человек умирает во время Великого Поста, то на седмице, ни на 9-й, ни на 40-й день не поминаются, а устраиваются помины, либо в надлежащую субботу, следующую за этим днем или на предшествующее воскресение. Например, если во вторник нужно отметить 9 дней, то лучше собрать поминки в предшествующее воскресение.

Дни, когда заупокойные богослужения не совершаются

Дни, когда заупокойные богослужения не совершаются

Существуют дни церковного года, когда никакие заупокойные богослужения (и даже частные требы) совершаться не должны. Объясняется это тем, что перечисленные дни по значимости своих священных воспоминаний и по исключительному строю своих служб приравниваются к великим вселенским праздникам. Дни эти следующие.

1. Все воскресные дни.

2. Двунадесятые и храмовые праздники.

3. Лазарева суббота.

4. Великий Четверток.

5. Великий Пяток.

6. Великая Суббота.

7. Среда Преполовения Пятидесятницы[34].

8. День Отдания Пасхи[35].

9. Понедельник Святого Духа[36].

10. 26 декабря (8 января по н. ст.).

11. 1 и 7 января (14 и 20 января по н. ст.).

Кроме того, в первый день Пасхи и в день Рождества Христова панихида в храме и погребение не совершаются до вечера. На первой седмице Великого поста, Страстной и Пасхальной седмицах, а также в седмичные (будние) дни Святой Четыредесятницы панихиды в храме также не совершаются.

Поминовение усопших на Литургии в праздники Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может совершаться только

1) священником на проскомидии, когда он вынимает из просфоры частицы за всех живых и умерших;

2) не гласно после освящения Святых Даров во время пения «Достойно есть».

Попытки нарушить Устав и «помянуть» усопшего в указанные дни не принесет пользы ни усопшему, ни поминающему его человеку. Смысл церковного поминовения – обращение к Богу с просьбой о помиловании того или иного христианина. Но если Господь прямо запрещает совершать это поминовение, то к кому тогда обращаются нарушители канонических установлений Церкви? Господь всегда и все совершает ко благу человека, и если Он запрещает совершение того или иного священнодействия в определенные дни, то это никоим образом не направленно против Его чад, то есть нас с вами, живых и умерших. Слова «да будет воля Твоя…», которые каждый христианин каждый день обращает в молитве к Богу, очень хорошо иллюстрируют то, каким должно быть отношение человека к церковным канонам. Человек должен не только покоряться воле Божией, но и доверять своему Создателю всю свою жизнь.

Без воли Божией ни один волосок не упадет с головы человека, а уж тем более смерть его никогда не наступит «случайно». Господь знает, когда прекратить земную жизнь любого из нас, Он знает, на какой период церковного года придется третий, девятый, сороковой день по смерти каждого. Поэтому пытаться что-то «подправить» в Его Промысле просто неразумно во всех отношениях. В первую очередь, конечно, потому что такими своими действиями христианин противится ясно выраженной воле Божией.

Вот как объясняет установление Церкви о запрете заупокойных богослужений в великие праздники епископ Афанасий (Сахаров): «Дни, в которые совершаются великие, так называемые двунадесятые Господские и Богородичные праздники, Святая Церковь ограждает… от всего грустного, покаянного, печального. Но и всякие другие торжества она удаляет с них, чтобы никто и ничто не отвлекало мысль верующих от главного и единственного предмета праздничной хвалы и славословия, праздничных размышлений и созерцаний (курсив – ред.).

Если так тщательно устраняются с великих праздников всякие другие, даже и торжественные памяти, то тем более не может быть допускаемо в эти дни заупокойных молений. Если возглашение имен даже прославленных угодников Божиих сокращается до минимума, то тем более не может быть гласного поминовения имен усопших, ибо заупокойные моления не соответствуют исключительной торжественности великих праздников. Если сохранению единства и целостности праздничного настроения препятствует присоединение второго праздника, хотя бы и вселенского характера, то тем более воспрепятствуют этому воспоминания частного характера, каковы в большинстве случаев воспоминания заупокойные. Поэтому в великие праздники отлагаются все нарочитые заупокойные моления. В эти дни их не должно быть не только на общественном богослужении, но не должно их быть даже и в виде частных треб во внебогослужебное время. Вселенский характер этих праздников не должен затеняться в сознании верующих какими-либо частными воспоминаниями и прошениями».

Поминовение усопших (литургийное) не совершается не только в дни великих торжеств, но и в период усиленного покаяния, когда в будни Великого поста и в некоторые дни малых постов Устав церковный запрещает совершение полной Литургии.

Великий пост и поминовение усопших

«Поминовение усопших: родительская суббота

Во время Великого поста существуют субботние дни особого молитвенного поминовения умерших — родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.

К молитве за умерших побуждает нас христианская любовь, которой мы все взаимно соединяемся в Иисусе Христе и составляем духовное богатство. Усопшие — это ближние наши, которых Господь завещает любить, как самих себя. Бог не говорит: любите ближних, пока они живут.

Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

В дореволюционное время у каждой семьи был список имен всех усопших членов данного рода — «Помянник». Так, молились даже за тех, кого не помнили самые старшие из здравствующих членов семьи. Сейчас эта традиция утрачена большинством семей, да и при совершении поминовения многие верующие не знают, как правильно помянуть усопших близких. Священник Андрей Безручко, настоятель Никольской церкви г. Воскресенска, клирик храма Воскресения Христова села Воскресенское ответил на вопросы, касающиеся поминовения усопших.

Для чего Православной церковью вводятся особые дни поминовения — родительские субботы, ведь, поминовение, итак, совершается на литургии?

Дело в том, что литургии совершаются в храмах приходских не каждый день, не бывает такой, говоря современным языком, технической возможности. Для того, чтобы совершать литургию нужно, чтобы кроме священника были певчие, пономари и, конечно же, молящиеся. Поэтому, среди недели не в каждом храме совершается служба, именно, литургия. Но в воскресенье в каждой действующей церкви совершаются литургии. Для поминовения усопших этого мало, потому что этот день бывает, лишь, раз в неделю. Поэтому, для особого поминовения выделяются родительские субботы и дни поминовения усопших, в которые проходит особая молитва об усопших.

В Великом посту полная литургия совершаться не может среди недели, поэтому, не может быть в эти дни поминовения усопших. С понедельника по пятницу (в седмичные дни) Великого поста не совершается полная литургия ни в одном храме – не положено, совершается по средам и пятницам или по большим праздникам Литургия Преждеосвященных Даров. На этой литургии не совершается ни поминовение о здравии, ни о упокоении, потому что дни поста — дни покаяния, дни особой молитвы, когда человек углубляется внутрь себя и церковный сам строй службы не оставляет времени для долгих поминовений об усопших, кроме краткой заупокойной литии, которая положена после 1- часа. И, поэтому, в Великом посту определяется 2-я,3-я,4-я субботы, которые называются днями поминовения усопших — в эти дни как раз уделяется особое время для молитвы об усопших. Накануне читается 17 Кафизма (это когда молятся об усопших). В ней говорится о воздаянии праведникам и грешникам от Бога, об их ответе перед Богом за свои дела, и поэтому, эта Кафизма в Псалтыри является наиболее подходящей в эото день и церковный Устав ее определяет читать накануне субботы. А уже в сам субботний день поминовения усопших совершается литургия и панихида, как заупокойное моление, где как раз и поминаются усопшие.

Когда в календаре бывают родительские субботы, и какие еще Православной Церковью установлены особые дни для поминовения усопших?

Родительскими субботами называются несколько дней в церковном календаре: Мясопустная, Троицкая и Дмитриевская родительские субботы. Остальные дни в Церковном календаре – это дни поминовения усопших. Хотя, во все эти дни поминают, и родителей усопших, и близких и знакомых православных христиан, православных убиенных воинов, но отличаются названия по строю самой службы, то есть оно в названии дней поминовения усопших определяет сам строй проходящей этой заупокойной молитвы. Например, если родительская суббота, Троицкая, Мясопустная и Дмитриевская, то в эти дни богослужение более наполнено, чем в другие дни поминовения усопших, пространными молитвами, в том числе тропарями, стихирами, канонами.

Читать еще:  Рецепт приготовления белкового крема для кулича

Кроме привычных нам дней поминовения усопших: трех родительских суббот, 2-й, 3-й, 4-й суббот в Великом посту, есть другие дни поминовения усопших – Радоница (вторник второй недели после Пасхи), так как на самой Пасхальной седмицы нет заупокойных молитв больших, есть только тайная молитва, которая происходит в алтаре, а общей заупокойной молитвы нет. Они переносятся на Радоницу, хотя, строй службы, совершаемый в это день, не так обильно наполнен заупокойными молитвами.

Дни поминовения усопших – это 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи также совершается поминовение усопших, дата пришла исторически — в этот день принято поминать православных воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в этот день поминали и так этот день остался для поминовения, и не только усопших воинов.

Также в наши дни 9 мая поминают усопших воинов в Великой Отечественной. В этот день поминаются воины, хотя, можно поминать и других усопших сродников.

Еще одним днем поминовения усопших является день поминовения усопших, погибших в годы гонений за веру Христову, репрессированных людей в 30-е годы, в безбожное время. Среди миллионов расстрелянных было много православных христиан, все они поминаются в особой молитве в день Новомучеников и Исповедников Российских — это последнее воскресенье января (после 25 января). В этот день после молитвенного поминовения святых мы обращаемся об упокоении душ усопших.

Есть и другие дни поминовения усопших, в церковном календаре их нет, но по благословению Святейшего Патриарха они совершаются. Например: о погибших в ДТП, о погибших ликвидаторах Чернобыльской АЭС и др.

Что должен сделать в родительскую субботу верующий для того, чтобы помянуть умерших близких?

Прежде всего, молитва о них, молитва в храме, домашняя молитва, потому что есть люди, которые по уважительной причине не могут посетить в это день церковь. Поэтому, они могут дома горячо и сердечно молиться о своих усопших сродниках — в келейной домашней молитве.В обычном Молитвослове есть «Молитва об усопших». Накануне можно передать записки с именами усопших тем, кто идет в храм в этот день. Можно накануне посетить церковную лавку и передать записку, чтобы в этот день помянули, свечку поставили, потому что горящая свеча — это как символ горения человеческой души во время молитвы. Мы молимся об усопших, а они чувствуют нашу молитву и их загробная участь от нашей молитвы становится лучше, становится блаженной. Конечно, это зависит от силы нашей молитвы, и хотя, мы не можем творить такую молитву, как совершали святые, чтобы в одночасье по нашей молитве усопшие сразу были в раю, но по мере своих возможностей в молитвах мы поминаем их, облегаем их загробную участь.

В «Молитве об усопших» есть слова «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей …», какие слова нужно произносить, если родители молящего живы?

Можно сказать прародителей, к ним относятся деды, прадеды, все умершие члены рода, поэтому и родительской называется суббота, потому что мы молимся об усопших нашего рода.

Как правильно писать в записках имена, если поминаемых зовут Юрий, Светлана и Эдуард?

Все имена в записках должны быть даны в церковном написании, например, Георгий, а не Юрий, Фотиния, а не Светлана. Некоторые люди, произнося имя на греческом языке, могут его спокойно произносить и на русском языке, для некоторых имен преграды между языками нет. Но, все-таки, нужно руководствоваться местным уставом: если в храме принимают с таким именем подавайте, если нет, то ничего страшного, если исправите имя.

Но есть редкие имена, которым нет интерпретации в церковных святцах, например, Элеонора, Эдуард, Рубин и т.д… Поэтому, следует писать имя, нареченное при Крещении, а если оно неизвестно — решить этот вопрос со священником.

Нужно ли в родительскую субботу или в день поминовения усопших человеку задуматься о загробной жизни?

Человеку о загробной жизни нужно думать не только в этот день, но и в каждый день своей жизни. В Притчах Соломона говорится: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь…» — это путь к безгрешной жизни человека. Если мы будем задумываться, что нам предстоит предстать перед Богом и дать ответ за свои дела, то, мы каждый день в своей жизни будем стараться проводить благочестиво, совершать меньше грехов.

В дни поминовения усопших нужно задуматься, и о своей загробной жизни, и о загробной жизни умерших сродников. Конечно, все эти мысли нормального человека, который понимает свой путь духовный, идет по нему, стремится подняться по иерархической лестнице добродетели.

Какой смысл поминальной трапезы?

Присутствующие, вкушая на трапезе, поминают усопших сродников, для которых и готовится эта трапеза. Это важный момент, потому что есть такая поговорка «Сытый голодного не уразумеет». Мы когда сыты, не думаем, что есть люди, которые голодные, которых нужно накормить. Зачастую, когда собираются поминки, многие люди приходят туда для того, чтобы покушать — нет дома возможности поесть. Поэтому, присутствуя на этой трапезе, они молитвой помянут нашего усопшего сродника. Сама трапеза является милостыней, творимой за усопших родственников, потому что те расходы, пошедшие на нее, это и есть жертва.

Вопрос о присутствующих. Это не должен быть круг людей, которые интересуют нас в выгодных целях, для того чтобы получить от них пользу.Поэтому, мы должны приглашать на поминки малоимущих людей, которых нужно бы покормить.

Конечно, главное в поминовение молитва, но, тем не менее, поминальная трапеза является продолжением этой молитвы. Трапеза в церковном уставе продолжение богослужения, его неотъемлемая часть. Поэтому, присутствуя на поминальной трапезе, человек присутствует на богослужении.

Позволительны ли поминки с употреблением спиртных напитков?

Церковный устав не запрещает на поминальной трапезе употребление спиртных напитков. Но иногда поминки превращаются в пьянство, из поминовения – в грех. Поэтому, все должно быть в меру. Употребление спиртных напитков можно, но их советую тем, кто воздерживается — не пить, а тем, кто хочет выпить — не поминать спиртным, а поминать трапезой, а спиртным запивать, чтобы не поднимали бокалы, поминая усопшего знакомого.

Правильно ли оставлять на кладбище конфеты, сигареты (в случае если умерший был курящим человеком) или даже рюмки со спиртным?

Некоторые думают, что если при жизни умерший курил, то и после его смерти на могилу нужно приносить сигареты, тогда, следуя этой логике, если человек любил водить машину, то выходит на кладбище нужно пригнать авто. Что еще любил? Потанцевать – потанцуем на могиле. Таким образом, мы возвращаемся в язычество, тогда была тризна(обряд), что там только не творилось. Мы должны понимать, что если у человека было какое-то земное пристрастие, оно остается на земле, а в вечной жизни этого нет. Конечно, неуместно сигареты класть или рюмки с алкоголем. Можно оставлять конфеты или печенье, но не на могиле, а на столике или скамейке, для того, чтобы человек пришел и помянул этого человека. И ругать, к примеру, детей в том. что они собирают сладости не стоит – они для того и кладутся, чтобы поминать.

Могилу нужно содержать в чистоте, и на саму могилу класть из продуктов ничего не нужно. В отсутствии человека птицы садятся туда и гадят, и получается — могила ухожена, ограда покрашена, а птицы или собаки нарушают порядок — разбрасывают фантики и т.д.

Лучший выход: раздать конфеты и сладости тем, кому нужно, в качестве милостыни.

Как правильно говорить «Царство ему небесное» или «Пусть земля ему будет пухом»?

Православный христианин всегда скажет:«Царство ему небесное», а атеист говорит: «Пусть земля ему будет пухом», потому что он не верит в Царство небесное, но, хотя, желая чего-то хорошего, своему сроднику пусть все-таки так скажет. Но православному христианину нужно говорить правильно: «Царство ему небесное»

Каких людей в храме нельзя поминать?

В храме не поминают самоубийц и некрещеных поименно. В общей молитве, когда мы приходим в церковь молиться, мы можем у Господа Бога любые прошения воздавать в своем сердце, в своем уме. Конечно, когда у человека есть усопшие некрещеные, или усопшие самоубиенные, в мысленной молитве нельзя запрещать обращаться к Господу – Господь сам знает, кого, как определять в загробной жизни.

Есть такие случаи, когда самоубийц благословляется заочно отпевать. И когда заочно отпевают, в Епархиальном управлении после поминовения усопших говорят так, что поминовение в храме об этом человеке на усмотрение настоятеля этого храма.
В церковном Уставе для решения спорных вопросов есть выражение «Аще изволит настоятель», и вот это понимается так, что если разрешит настоятель — можно подавать записки, если нет – значит, батюшка руководствуется уставными принципами.

Можно ли их поминать домашней молитвой?

В молитве никто не ограничивает, хотя, нужно понимать, что судить будет сам Господь на Страшном Суде. Дома мы можем молиться обо всем, не только о людях, но и об устроении в семье и делах.

Если умирает во время Великого поста человек, как можно ли его поминать на седмице?

В Великом посту есть некоторые отклонения от правил обычного поминовения. Церковный устав говорит так, что если человек умирает во время Великого поста, то на седмице, ни на 9-й, ни на 40-й день не поминаются, а устраиваются помины, либо в надлежащую субботу, следующую за этим днем или на предшествующее воскресение. Например, если во вторник нужно отметить 9 дней, то лучше собрать поминки в предшествующее воскресение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector