Вариант для тех кто постится

ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

Популярные публикации

Последние комментарии

Для тех, кто постится.

Постные голубцы с гречкой

Продукты:
Капуста — 1 кочан
крупа гречневая — 150 г
масло подсолнечное — 200 г
соль по вкусу

Для приготовления соуса:
грибы сушеные — 25 г
лук — 50 г
мука — 20 г
масло растительное — 20 г
соль и перец по вкусу

Кочан капусты разрезать пополам «по экватору», часть с кочерыжкой отложить для других блюд, оставшуюся часть нацепить на вилку и опустить в кипящую воду срезом вверх.

Разберите ошпаренный кочан на листья. Сварите вязкую кашу из гречки. Грибы замочите, отварите и обжарьте с луком. Смешайте с кашей, посолите, поперчите, заверните в капустные листья. Уложите на противень, смазанный маслом, и запеките в горячей духовке в течение 20-25 минут. В качестве начинки можно также использовать рис и обжаренные вёшенки или шампиньоны.

Кальмары, фаршированные рисом и крабовыми палочками

  • тушки кальмаров — 6 шт,
  • крабовые палочки — 200 г,
  • рис сухой — 0,5 стакана,
  • лук репчатый — 1-2 шт,
  • зелень укропа или петрушки,
  • постный майонез,
  • соль,
  • свежемолотый перец,
  • растительное масло для жарки

Тушки кальмаров вымыть, удалить внутренности, очистить от пленки и удалить хрящевую пластинку.
Лук очистить и мелко порезать.
Обжарить лук на разогретой с растительным маслом сковороде до мягкости

3-4 минуты. Остудить.
Рис отварить до готовности.
Крабовые палочки некрупно порезать.
Зелень вымыть, обсушить и порубить.
Соединить рис, крабовые палочки, обжаренный лук и зелень. Добавить майонез (чтобы рисово-крабовая масса стала вязкой, но не жидкой), немного посолить, поперчить и хорошо перемешать.

Подготовленные тушки кальмаров наполнить рисово-крабовой начинкой.

Выложить кальмары на смазанный растительным маслом противень, сверху смазать тушки майонезом.

15-20 минут при температуре

Цветная капуста с макаронами.

Ингредиенты :
200 г цветной капусты,

300 г макарон,

1 л воды,

2 ст. ложки растительного масла,

2 луковицы,

1 ст. ложка томата-пасты,

1 ст. ложка муки,

соль,

перец.

Фаршированный карп с грибами и рисом

  • карп 1,5 кг
  • небольшие луковицы 4 шт.
  • морковь 2 шт.
  • шампиньонов 250гр.
  • четверть стакана риса
  • масло растительное, соль перец

Фаршировать можно любую рыбу, но чаще всего фаршируют именно карпа. Во-первых, потому, что карп довольно большая рыба с прочной кожей и нафаршировать его проще, чем любую другую, во-вторых, решается проблема мелких косточек, а в-третьих, и, пожалуй, самое главное, это вкусно.

1. Снять чешую с карпа и выпотрошить, так же нужно вырезать все плавники и жабры. Хвост оставляем для украшения. Затем нужно вырезать позвоночник. Разрезаем ребра в месте их прикрепления и аккуратно вынимаем позвоночник. Срезаем ребра и вынимаем всю мякоть. Если соскрести её ложкой, то кожа останется неповреждённой.

2. Удалить кости из мякоти, посолить и поставить в холодильник на 15 мин.

3. Обжарить 2 луковицы на растительном масле, выложить на тарелку.

4. Крупно натертую морковь жарим 3-4 мин, добавляем измельченные грибы. Жарить пока сок не испариться.

5. Сварить рис, не доваривая до готовности

6. Обжаренный лук, фарш рыбный и лук сырой пропускаем через мясорубку.

7. Смешиваем все ингредиенты в однородную массу.

8. Рыбью кожу нужно зашить, но при этом оставить 5 см

9. Заполняем неплотно фаршем кожу, чтоб не лопнула во время запекания. Зашиваем до конца нашего карпа.

10. В смазанную растительным маслом фольгу укладываем карпа, заворачиваем и обжимаем. Чтобы рыба лучше приготовилась нужно проколоть иголкой по 15 раз с обеих сторон.

11. Выпекать полтора часа при температуре 180 градусов

Готовую рыбу переложить на красивое блюдо и украсить зеленью, лимоном.

Сухой пост — это легко и просто

Сухой пост — это легко и просто

Сухой пост

это легко и просто

Узнав некоторые секреты проведения сухого поста, его сможет соблюдать каждый.

Важность сухого поста на Экадаши — очень благоприятные дни для поста и духовной деятельности. В этот день рекомендуется не принимать в пищу блюда, содержащие зерновые и бобовые продукты. Например, чипсы (часто содержат рисовую муку), сметану (часто добавляют соевое молоко) и т.д. Детальнее про экадаши в разделе Практика => экадаши.

» >Вьясадева говорил следующее об уникальности сухого поста в день экадаши : «О царь, в Кали-югу (временная эпоха, действующая в наше время) никто не способен выполнить все виды предписанных обязанностей и тщательно разработанные ведические церемонии. Поэтому единственно действенной аскезой, приносящей результаты, является лишь полный отказ от пищи в день экадаши ( т.е. сухой пост, или пост даже на воду) и в этом нет исключений. А поскольку такая аскеза не требует больших усилий, то таким образом самой малой степенью затрат можно извлечь максимальную пользу и достичь счастья».

А сама Шри Экадаши, по милости которой каждый из нас может получать необычайные блага, просто соблюдая пост в день экадаши, просила Всевышнего Господа распределять благо от соблюдения поста в день экадаши следующим образом:

«. половина блага от поста достигалась теми, кто ест один раз вечером или в полдень ( вегетарианская пища, исключающая продуктов, содержащие в своём составе зерные и бобовые культуры. Также пускай тот, кто, контролируя свои Чувства — это 5 чувств: зpение, слух, обоняние, осязание, вкус.

В более шиpоком толковании — это и 10 оpганов чувств:

  • 5 оpганов воспpиятия: уши; кожа; глаза; язык; нос.
  • 5 оpганов действия : pот; pуки; ноги; гениталии; анус.

См. также : аватара, Вайкунтха, гуны, экспансия Господа

» >Вишну , испытав в этом мире все виды наслаждений и удовольствий.».

Поэтому сухой пост в день экадаши — самый оптимальный вариант для тех, кто желает достичь совершенства жизни, затрачивая минимум усилий, однако это при условии, что Вы физически можете его соблюдать. Самое важное для понимания: пост — это не просто голодание, а и состояние сознания. Поэтому важно выбрать оптимальный вариант отказа от пищи в день поста: Вы должны быть в состоянии выполнять свои обязанности, а так же духовное служение .

« . пускай тот, кто, контролируя свои чувства , строго соблюдает полный пост (т.е. сухой пост) в день экадаши, вернётся в обитель Господа Вишну , испытав в этом мире все виды наслаждений и удовольствий.»
Благословение Шри Экадаши

Из опыта соблюдения сухих постов

Честно говоря, по опыту могу сказать, что реально каждый может соблюдать сухой пост — дело времени и желания. Сначала определяете свои возможности, потом ставите цель и маленькими, но уверенными шажками, решительно идёте к ней. Вот, например, мягкий плавный план, доступный каждому:

  1. Пост до полудня на соке, после — экадашная пища (лучше освящённая, т.е. прасад ). После того, как уверенно сможете держать такой пост, можете переходить на следующий уровень.
  2. Пост до полудня на воде, после — на соках.
  3. Сухой пост до полудня, после — на воде.
  4. Сухой пост целые сутки.

Это очень мягкий и плавный план перехода на сухие посты в дни экадаши. Но что касается меня, то я сразу начал поститься насухо: когда после поста до полудня на воде принимал экадашный Прасад (прасада) — милость Господа; освященная пища или какие-либо предметы, которые были поднесены Господу.

» >прасад , то ну просто не мог наесться, голод постоянно то и дело обращал на себя внимание. Поэтому через некоторое время было решено поститься сразу насухо. И это себя оправдало.

Особенности сухого поста

По опыту могу сказать о сложные пиках в самочувствии при сухом посте:

  • нахождение солнца в зените (11:00 — 14:00), в это время огонь пищеварения усиливается. Если вы поститесь на воде, то он легко сбивается водой.
  • боли в голове вечером — это результат накопленных токсинов в крови, а вернее процесс их вывода из организма. Если эти неприятные ощущения окажутся непереносимыми для Вас, то можете перейти на воду или сок. Со временем, когда организм станет чище, то этот этап очистки организма существенно снизится или уйдёт вообще. Однако, соблюдая все экадаши с 2006 года на сухом посте, могу уверенно сказать, что организм сложно держать в чистоте (так, чтобы шлаки не накапливались): за время от окончания одного экадаши к началу другого экадаши они всё-таки копятся. Поэтому во время экадаши и сейчас у меня бывает головная боль, но она уже не так значительна и длится где-то часа 2-3 максимум. Чтобы избавиться от неё, я, как правило, начинаю заниматься какой-то активной физической деятельностью — кровообращение усиливается, что активизирует вывод шлаков и неприятные головные боли уходят буквально через 30-50 минут. В последнее время — это легкая поездка на велосипеде в лесной местности, где воздух почище. Главное — определить для себя баланс физической нагрузки: должна быть активная двигательная деятельность, но не перегружающая, что приведёт к большому расходу запаса физической силы, а это скажется на длительности выхода из экадаши (восстановления сил).
Читать еще:  Крепость и правила хранения самогона в дубовых бочках

Обязательный сухой пост на экадаши

Существует экадаши, на который важно обязательно проводить сухой пост, т.е. не принимать в пищу даже воду. Это Панадава экадаши. Если Вы работаете, то попробуйте взять отгул на день или два и посвятить их духовной практике в день Пандава экадаши. В этом случае пост пройдет достаточно легко. Особенно, если вы прислушаетесь к наставлениям Шри Джишну Прабху — почтительное обращение в Ведической культуре к лицам мужского пола. Аналоги в других культурах: господин,пан,сударь,мистер и др.. Буква «х» в слове «прабху» читается очень легко и незаметно, в итоге слово звучит почти как «прабу».

» >прабху о том, как провести Пандава экадаши всухую.

Как провести сухой пост на Пандава экадаши?

Секрет соблюдения сухих постов в экадаши кроется в знании и небольшом опыте. И своим опытом соблюдения сухих постов на экадаши делится Шри Джишну прабху — монах, духовный наставник и проповедник. Послушав этот фрагмент из лекции, Вы узнаете о том, как провести сухой пост на экадаши легко и без особых осложнений.

Выход из сухого поста

Питание после сухого поста должно быть очень легким для пищеварения и как можно более экологически чистым, иначе будет нанесен вред вашему организму из-за резкого перехода между режимами питания организма и/или химическими веществами, которые часто добавляются в современной пищевой промышленности в продукты питания.

Итак, самое важное — это восстановление водного баланса организма, т.е жидкость. Рекомендуется сначала прервать пост жидкостью. Лучше всего — это простая чистая родниковая вода. Можно смело выпить не менее 0,5л воды.

После воды очень хорошо посмоктать меда, да именно посмоктать, а не глотать. Мед начинает всасываться в организм уже в ротовой полости, а не только в тонком кишечнике, поэтому желательно его тщательно разжовывать во рту до полного растворения и впитывания. Так вы не будете смешивать воду с мёдом: чистая вода быстрее будет усваиваться, чем смешанная с чем-то ещё. Поэтому, если вы можете немного потерпеть, то лучше будет сделать перерыв между принятием воды и мёда примерно минут 10-15.

Таким образом, вода быстро восстанавливаете водный баланс в организме, а мед, очень быстро проникая в кровеносную систему, обеспечивает быстрый необходимый питательный баланс.

Через минут 30 можно приступить к трапезе. Идеальным вариантом будут разнооразные фрукты и сухофрукты: они легкие и быстро очень усваиваются, примерно за 30-45 минут, если фрукты не смешивать с орехами и молочными продуктами, то они полностью усвоятся организмом. Орехи, молочные и кисломолочные продукты, сливки и масло желательно оставить на следующий заход, через минут 30-45, после усвоения фруктов.

Выход из поста и зерно-бобовая пища

Т.е. как вы уже поняли, есть легко усваиваемая пища ввиде фруктов и тяжелая, требующая для переваривания и усвоения много времени и энергетических ресурсов — это зерно-бобовые культуры. Если вы будете выходить из поста зерно-бобовыми, то вы сделаете своему организму двойной удар:

тяжесть в желудке — зерно-бобовая пища достаточно грубая и после легкого пустого дня для желудка он получитнеобычайную тяжесть

Энергетическая — зерно-бобовая пища, перед тем как превратиться в питательные вещества для организма, требует значительных энергетических затрат и времени на переваривание. Поэтому принимая тяжёлую пищу в день выхода из поста, а особенно сразу после поста, вы заставляете продолжать голодать оргнизм и вызываете напряжение в пищеварительной системе. Да и утром съеденные продукты, состоящие из зерно-бобовых культур, часто вызывают истощение умственной силы.

Выход из сухого поста и ощущение голода

Следует также заметить, что возможное ощущение голода, после такой легкой трапезы, абсолютно не связано с недостатком питательных веществ и микроэлементов в организме. Это чувство голода ума, или тонкого тела человека, которое запомнило, что оно вчера, во время экадаши, недополучило вкусового ощущения. А его лучше всего будет восполнить в обед, когда огонь пищеварения наиболее силен ( 11.30 – 13.00). Но даже в этом случае лучше не налегать на зерно-бобовую пищу. Лучше сделать акцент на овощной обед с кисломолочными продуктами и салатом, а зерновой пищи — совсем немного. А до этого времени следует утолять ощущение голода легкоперевариваемые и усваиваемыми продуктами питания. Фрукты и свежие фреши, качественные йогурты и другие кисломолочные продукты — самая подходящая пища. Они быстро усваиваются и дают хороший психический тонус.

А вообще для более строгого выхода из поста рекомендуется даже в двадаши избегать зерно-бобовую пищу в питании, перенеся её употребление в пищу на следующий день — тройадаши (второй день после экадаши). А в двадаши ограничиться разнообразными фруктами, овощами, зеленью, кисломолочными продуктами (творог, адигейский сыр, сметана, ряженка и пр. ) и орехами, а из круп — гречневой крупой (она не является злаковой/бобовой культурой). В этом случае прерывание поста будет легким, простым и очень эффективным.

Пять правил, как жить в Великий пост и зачем это надо

1. Великий пост, как и любой другой пост, делится на пост телесный и пост душевный. Телесный пост — когда «когда чрево постится от пищи и питья». Душевный — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Эти два поста связаны. Пост телесный без поста душевного — ничто, диета. Постясь телом, нужно поститься и душой. Воздерживаясь от мяса, «не кусай подобных тебе, не ешь людей»; не прикасаясь к животной пище, «не «простирай свои руки на чужое, не зарься на не свое»; удерживаясь от лакомства, «воздержи и язык свой от злословия, клеветы, осуждения»; усмиряя аппетит, не разжигай в себе гнева, злобы, брани, учил святитель Тихон Задонский. Каждый, кто пытался, знает: это непросто, особенно в Великий пост, когда что-то будто подмывает тебя, то съесть кусок колбасы, то осудить того, кто ее все-таки ест. Иногда, кажется, что тебя просто подменили, что ты стал не лучше, а хуже. Отчего так?

2. При любом телесном воздержании наше тело — «завеса нашей плоти», отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. Святые предупреждают: такая повышенная чувствительность к духовному миру может стать вредной и даже опасной, если существует само по себе. Если тело будет истончено постом, а сердце при этом не будет очищаться исповедью, не будет обращено к Господу постоянной молитвой, если мы не участвуем в Таинстве Причастия, не погружены в молитвенный настрой церковных богослужений, не готовы отзывчиво откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, мы оказываемся незащищенными перед темными силами. То есть пост невозможен без действенной помощи Благодати Христовой. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: «Батюшка, на какие ограничения благословите?» — в еде, в супружеских отношениях, в молитве: у каждого своя мера, и брать надо по силам.

Читать еще:  Творожная пасха со сгущенкой пошаговый рецепт с фото

3. И тут принципиальный момент. Важно понимать, зачем погружаться в Великий пост? В Интернете гуляет демотиватор: «Христос не для того страдал и принял смерть на Кресте, чтобы я не ела колбасу». Да, не для этого. Когда-то две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и из любви к людям проделал путь нам навстречу. Пройдя дорогу на Голгофу, пройдя Крестные Страдания, Распятие, Смерть.

Сегодня наша очередь начать наш путь навстречу Христу. Даже если мы отказываемся от малого — только какого-то продукта питания из привычного рациона или обычно радующих нас развлечений, ограничивая себя до границы, за которой мы начинаем чувствовать дискомфорт, ощущать неудобства. Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом. Пост, добровольный отказ от того, что для нас значимо — это наша жертва, добровольная жертва Богу. И жертва эта должна делаться из любви. И если последняя фраза кажется вам пафосной, давайте вспомним, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку — акт действенной любви. Бог в нашем куске хлеба, и уж тем более колбасы, не нуждается. Но Он нуждается в нашей любви: блаженный Августин вложил в Уста Бога такое обращение Господа к человеку: «Я, Который создал тебя без тебя, не могу спасти тебя без тебя». То есть Бог человека любит, желает его спасения, а вот сам человек.

«. их бог — чрево», — говорил апостол Павел, и, думаю, каждому знакомо, как заботы, попечения о земном, телесном не просто увлекают нас, отвлекая от Бога, но часто и искажают истинную картину мира. Нам начинает казаться, что мы сами творцы всего, цари природы. Пост — это восстановление подлинной иерархии мироздания, когда мы наглядно осознаем свою малость и зависимость от Создателя. Причем осознаем это не в ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы — тут каждый мгновенно вспоминает, кто на самом деле держит все в Своей Руке. Пост — тоже своего рода микрокатастрофа, на которую человек идет сам, добровольно, отказываясь от всего того, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее суть — потребности тела. И вот, совершая такой разворот от своего телесного, мы возвращаемся к Богу. То есть пост — это оживление человеком его отношений с Богом. И отношения эти начинаются с покаяния. Поэтому Великий пост не пройти, редко бывая в церкви.

4. И все же, что мы в Великий пост не едим? Высшая планка ограничения — монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда даже и без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно сорветесь и надорветесь. Пост должен быть разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояние здоровья, физических и умственных нагрузок. Миряне, то есть не монахи и не священники, определяют строгость поста, советуясь с духовником, священником в храме, опираясь на здравый смысл. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян — отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя. Ученые считают, что такое ограничение принесет здоровью только пользу. Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела, как считают священники, самый правильный путь. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины.

5. Есть один, главный критерий того, правильно ли проходит твой пост. Святые учат: постясь, проверяй себя — сохранилась ли в тебе любовь к людям, даже если они, как назло, только и делают, что едят всякие вкусности прямо у тебя на глазах!

Газета «ГЛАС ПРАВОСЛАВНОГО НАРОДА»

Великий Пост: Трапеза по Типикону
Автор: admin | Просмотров: 632 | Информация

Великий Пост начинается на Сырной седмице (Маслянице). Устав предполагает с Сырного (мясопустного) понедельника воздержание от мяса, прочая же пища вся дозволяется. Причем эта седмица – сплошная. Это означает, что молочные продукты и яйца можно употреблять также в среду и пятницу.

В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9-й час» (глава 35), т.е. около 15.00.

В Неделю сыропустную (Прощеное Воскресение) совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» (лист 407, стр. 823)

Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы.

Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский.

Первый чин предполагает следующий порядок трапезы:

  1. Понедельник и вторник – полное воздержание от пищи и пития. («Не прияхом бо творити преждеосвященныя, даже до среды, за еже поститися по преданию всему братству». Лист 415, стр. 839)
  2. В среду одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров. «Ядим сухоядение: пием и сок с медом» (лист 423, стр.853).
  3. В четверг – полное воздержание от пищи и пития. «В четверток же тоя седмицы трапезы не поставляем, но пребываем постящеся даже до пятка» (лист 423об, стр. 854)
  4. В пятницу однажды в день вкушается вареная пища без масла. «Ядим варение с сливами без елеа и армеа. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» (лист 424об, стр. 856). Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св.Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне» (Там же).

В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря св.Саввы Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни (т.е. после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14.00 до 15.00). В среду на трапезе благословляется «хлеб тепл и от снедей овощных теплых, дается же и укроп (т.е. горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом».

Второй чин Афонский предполагает следующее:

    Понедельник – полное воздержание от пищи.

Во вторник, среду и четверг – вкушать один раз в день, вечером по одной литре хлеба, можно с солью, и воду. «Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не повелевает ясти. Во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (лист 415, стр. 839)

  • В пятницу – отдельного указания нет, следовательно так же, как предписывает палестинский устав (см.выше)
  • В субботу Первой седмицы количество трапез в Типиконе специально не оговорено. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона.

    В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. Рекомендуются на трапезе вареные бобовые, оливки и маслины «ядим боб обваренный с маслинами белыми и черными, и варение (т.е.вареная горячая пища) с елеем. Вина же испиваем по красовулю» (лист 425об, стр. 858).

    В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста.

    В прочих седмицах Типикон (глава 32) предписывает в будние дни (с понедельника по пятницу) воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, т.е. около 15.00, и вкушать один раз в день сухоядение. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. (Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говорится, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час).

    Рыба в Великий Пост разрешается только дважды – в Праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение).

    В Праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется.

    В предпраздненство Благовещения (накануне праздника), если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем. Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна.

    В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случится Благовещение, дозволяется вино и елей (трапеза полагается одна). Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино.

    В четверг пятой седмицы Великого Поста (Стояние преп. Марии Египетской) положена одна трапеза в 9-й час (около 15.00) – вареная пища с елеем и вином «труда ради бденнаго» (стр. 882). Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается (там же)

    В пятницу той же седмицы (перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы) разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» (стр. 883). Трапеза же полагается одна в 9-й час.

    Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св.Иоанна Предтечи (причем безотносительно дня недели), но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду (на преполовение Поста), в четверг и пятницу пятой седмицы (на Стояние преп.Марии Египетской и на Похвалу Богородицы).

    В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», т.е. если есть возможность, по три онгии (т.е. по 100 гр.)

    В Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) «на трапезе утешение» – полагается рыба. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей.

    На Страстной седмице Типикон в первые три дня, т.е. в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Глава 49, стр.902).

    Здесь очевидно противоречие, т.к. для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», т.е. вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение (глава 35). Попробуем разъяснить это противоречие.

    С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.

    В Великий Четверг пища вкушается после вечерни, соединенной с Литургией св.Василия Великого, т.е. один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8-й час дня (т.е. с 14.00), соответственно окончание ее будет в десятом часу, т.е. около 15.30-16.00 часов.

    Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина:

    По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.

    По Студийскому уставу «ясти едино варение, и сочиво, и обварен боб, пием же и вино» (стр.912), т.е. предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом (любая каша) и бобовыми; о елее в этом уставе умалчивается, т.е. по-видимому, он не положен.

    По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с елеем и вином.

    В Великий Пяток предписывается полный пост, т.е. полное воздержание от пищи и пития. «Аще кто будет многонемощен или престарелся», т.е. весьма стар возрастом, и не может выдержать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захождении солнца» (стр.920).

    В Великую Субботу «во 2-й час нощи», т.е. около 19.00, полагается единственная трапеза. «Дает братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита». Приводится также студийский устав, предписыающий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929)

    Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (глава 32).

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector